В феврале 2015 года экономически активных граждан России было 75,8 млн. человек, или 52% населения, при этом 4,4 млн человек (5,8%) не имели занятия, но активно его искали.
То есть, в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ), классифицировались как безработные. По версии той же МОТ, в январе в нашей стране было 4,17 млн безработных, соответственно, всего за 1 месяц работы лишились свыше 200 000 россиян.
Всего же, по нашим данным, в первом квартале 2015 года работы в России лишились более 300 000 человек.По статистике, в службах занятости регистрируется не более 30% всех уволенных россиян, остальные же ищут работу самостоятельно. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках работы: среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в феврале 2015 года составила 27,6%, среди безработных женщин – 28,7%. Из прочих 70% оставшихся без работы, около 40 % оперативно находят себе альтернативу - в виде официального или неформального трудоустройства, в то время, как 30% пребывают в длительной депрессии
Сходясь во мнении, что бешеный рост безработицы можно остановить, эксперты все же принципиально расходятся в вопросе о том, как наиболее быстро и эффективно этого добиться. «Я считаю, что основная проблема, которая вызывает существенную разбалансированность рынка труда и резкий рост безработицы в России – это крайне низкий уровень альтернативной занятости», – утверждает эксперт рынка труда Николай Рыжков. «Процент людей, которые лишились работы, но в короткий срок, в пределах 1-3-х месяцев, нашли себе новую - не более 40, в то время как нормальный показатель – это 70 % и выше. В то же время, налицо парадоксальная ситуация - сегодня во многих регионах России не хватает рабочих рук! И здесь – как раз тот самый случай, когда проблемы с безработицей можно эффективно решить за счет внутренней трудовой миграции населения – поощряя и стимулируя ее на государственном уровне», - уверен Николай Рыжков.
Этим доводам оппонируют эксперты, проповедующие патерналистский подход к проблеме. Так, по данным группы «НЭ», в качестве главных инструментов господдержки рынка труда эксперты называют исключительно то, что способно поддержать бизнес, но не человека - снижение налоговой нагрузки (32% ответов), снижение ставок по кредитам (25%), предоставление аренды помещений на льготных условиях, снижение административной нагрузки на бизнес (12%) и т.д.
Эксперты же околоправительственных групп и вовсе мыслят глобальными категориями: по их версии, мерами поддержки рынка труда должны стать разработка и реализация строительных и инфраструктурных проектов, упрощение доступа к государственному заказу для субъектов малого и среднего бизнеса, совершенствование механизмов государственно-частного партнерства, введение персональной ответственности для чиновников за создание новых рабочих мест для сокращенных работников, мораторий на сокращения работников бюджетной сферы и ряд других мало реализуемых инициатив.
Для снижения напряженности на рынке труда правительство РФ одобрило выделение 52 млрд рублей субсидий в 2015 году на «реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения». Однако, одними субсидиями проблемы на рынке труда не решить - эффективность антикризисных мер в регионах крайне низкая.
Пока что всего четыре российских региона - Татарстан, Алтайский край, Самарская и Тверская области - получат субсидии на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения на общую сумму 1,9 млрд рублей. Об этом сообщил глава Минтруда РФ Максим Топилин, заявив, что «правительство одобрило распределение субсидий из федерального бюджета между четырьмя субъектами». Татарстан получит 936 млн рублей, Алтайский край - 170 млн, Самарская область - 680 млн, Тверская область - 88 млн рублей. Эти средства, по словам министра, позволят обеспечить переобучение и занятость работников КАМАЗа, АВТОВАЗа, Алтайвагона, Тверского вагоностроительного завода и других предприятий, где сложилась сложная экономическая ситуация, т.е. сохранить занятость около 35 тыс. граждан, находящихся под риском увольнения или ищущих работу. Впрочем, простой арифметический расчёт показывает, что 1,9 млрд. – это немногим более 54 000 рублей на человека до конца 2015 года, что сопоставимо с минимальным пособием по безработице.
Между тем, люди, как всегда, надеются только на себя и разными путями, кто интуитивно, а кто рационально приходят к принятию тяжелого решения: экономический кризис заставляет их все чаще рассматривать радикальный вариант переезда как возможность решения проблем с трудоустройством. Официально это называется «территориальной диспропорцией», или «наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда, а также территорий, испытывающих острую потребность в трудовых ресурсах».
Эксперты же буквально настаивают на том, что возможности для сбалансирования рынка труда лежат именно в этой плоскости. Одним из выходов может стать масштабная программа по переселению трудоспособных граждан в регионы страны. «Считаю, что в данных условиях государству необходимо в первую очередь поддержать внутреннюю трудовую миграцию, а также максимально быстро сформировать и наладить механизмы повышения трудовой мобильности россиян, вовлекая в этот процесс кадровые агентства, центры занятости и некоммерческие организации, оказывающие профессиональную помощь в трудоустройстве всем группам граждан!», - заявляет Рыжков.
По его мнению, оптимальный процесс переселения региональных трудовых мигрантов России таков:
- частные и государственные центры занятости, при участии специализированных некоммерческих и общественных организаций, обеспечивают поиск и рекрутинг безработных в другие регионы;
- государство берет на себя часть расходов по миграции трудовых ресурсов - работнику предоставляется жилье, подъемные средства, возможность устроить детей в детский сад или школу;
- работодатели заключат с региональными властями соглашения, суть которых состоит в том, что они готовы участвовать в программе повышения мобильности населения - в программах указаны конкретные работодатели, инвестирующие в экономику региона и готовые работать на таких условиях;
- возможность переехать получают не только высококвалифицированные сотрудники и специалисты, но и представители рабочих профессий, а также молодежь - выпускники школ и учебных заведений».
Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию указал на необходимость выполнения всех социальных обязательств государства, сформулированных в «майских указах». «Реализация этой задачи напрямую зависит от того, насколько эффективно в текущих экономических условиях будут решаться вопросы занятости населения», – справетдливо заявляет первый вице-президент «ОПОРы России» Александр Бречалов. Однако рост безработицы продолжается, что свидетельствует о соответствующей «эффективности» решения поставленных задач.
Автор: Тимофей Суровцев, руководитель портала W-City.net
Фото Jirsak/Shutterstock
S
Свежие комментарии