На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 247 подписчиков

Свежие комментарии

  • Гарибян Сусанна (Гарибян)
    Всех баб надо уничтожать без сожаления. Это не девушки, это  злобные фурии. Одно дело стрелять в солдата противника, ...Очевидец сообщил,...
  • Traveller
    Такой же "бгацкий нарот" приезжал из Сум и грабили дома жителей курской области.Очевидец сообщил,...
  • Владимир Моргунов
    не с голубых ли будешь, мил человек ???Пресс-секретарь Т...

Кто выиграет от создания Евразийского экономического союза

Столкнувшись с негативной реакцией западного мира на присоединение Крыма, российские власти решили  реализовать «поворот на Восток»,  укреплять связи с восточными партнерами, и к  концу мая  их усилия увенчались конкретными решениями, которые будут иметь не всегда очевидные долгосрочные последствия.

29 мая главами Беларуси, Казахстана и России был подписан договор о создании Евразийского экономического союза, который должен расширить интеграционное взаимодействие между тремя странами, объединенными сейчас в рамках Таможенного союза. Правда, за парадным фасадом заключенного соглашения скрываются немалые противоречия между, в целом, устойчивой казахской моделью экономики, растущей по 4–6% в год, и исчерпавшими возможности для роста экономиками России и Беларуси. В  отличие от соседей, условия для ведения бизнеса в Казахстане более благоприятны и инвестиции быстро растут.

Эксперты, опрошенные нами, не видят для Казахстана существенных экономических рисков на ближайшие годы, за исключением «вечного риска» падения цен на нефть. В то же время для России  эксперты,  кроме этого,  высоко оценивают риски бюджетной политики, а для Беларуси  –  риски падения конкурентоспособности местных производителей. Если опираться на консенсус-прогноз, за пять лет вес  казахской экономики в составе ЕАЭС  повысится с  8,4%  в 2013 году до  9,6% в 2018 году, а вес Беларуси снизится с 5,1 до 4,9%. При этом эксперты ожидают, что наибольшие выгоды от экономического союза будет получать слабейшая из всех и самая зарегулированная белорусская экономика. Но очевидно, что не за счёт интеграционных процессов, а за счёт нефтяной  ренты, получаемой от России уже несколько лет. Насколько экономически состоятельной окажется такая конструкция, будет в основном зависеть от России и, как это ни навязло в зубах, от ее готовности улучшать условия ведения бизнеса  и подталкивать к этому Беларусь, а не только делиться рентой.

Через пять лет уровень жизни в России будет по-прежнему выше, чем у соседей, но, например, успехи Беларуси будут сравнивать с успехами Украины, которая намеревается пройти по пути евроинтеграции. В общем, хотя сейчас политические соображения и берут верх над экономическими, в долгосрочных интересах России – иметь взаимовыгодные связи с соседями.

Сказанное в полной мере относится и к отношениям России с Китаем, которые особенно оживились в последнее время. Сделанная нами оценка макроэкономических последствий масштабной сделки Газпрома с китайской CNPC о поставках в Китай российского газа в  течение 30 лет показывает, что дополнительные инвестиции в разработку новых месторождений и в трубопроводную инфраструктуру (как за счет предоплаты Китаем, так и за счет средств Газпрома) повысят темпы роста ВВП в 2014–2016 гг. в среднем на 0,16 п.п. в год  (совокупный эффект  –  0,5 п.п.).  Последующее повышение объема экспорта газа  также временно ускорит рост  ВВП (здесь совокупный эффект за все годы  –  0,8 п.п. роста  ВВП,  при прочих равных, то есть, если не будет происходить снижения объемов поставок газа в Европу). Исходя из этого,  нельзя сказать, что сделка с Китаем даст серьезный импульс развитию российской экономики, хотя диверсификация поставок и улучшает переговорную позицию России на рынке энергоресурсов.

Министерство экономического развития, недавно опубликовавшее свой новый среднесрочный прогноз, также построило его на гипотезе о том, что придерживается тезиса, что преодоление стагнации и возврат на траекторию экономического роста в России (хотя бы темпами 2,5–3,0% в год) в основном  будет  опираться  скорее  на процесс импортозамещения, чем на расширение экспорта. Эта идея для правительства не новая, но до сих пор адекватных инструментов стимулирования производства конкурентоспособной продукции в несырьевом секторе не было.

Новый план действий, который должен способствовать радикальному технологическому обновлению российской экономики, был представлен В. Путиным на Петербургском экономическом форуме. Его отличие от прежних не только в расширении количества инструментов финансирования инвестиций (вплоть до рискованного для денежной  сферы кредитования под проекты за счет Центрального банка), но и  в наличии  отрицательных стимулов  –  вроде повышения налоговой нагрузки для предприятий, продолжающих использовать устаревшее оборудование и технологии.  Таким образом, государство, наконец, сможет дотянуться до любого предпринимателя, где бы он ни находился, и заставить либо принудительно инвестировать накопленное в офшорах и на депозитных счетах, либо,  наконец,… переселить свой бизнес в тот же Казахстан.  И это еще один итог увлечения российского руководства восточными практиками.

Фото Shutterstock.com

наверх