На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 124 подписчика

Свежие комментарии

  • Надежда Белугина
    "Политик является потомком наполеоновского маршала Иоахима Мюрата" - уважаю порядочных потомков«Мы идем по спира...
  • Eduard
    Эта такая "европейская народная забава"!Орбан рассказал о...
  • Eduard
    Украина не является частью НАТО и Европы,это значит,всё незаконно и преступно!Орбан рассказал о...

Дать Букера, не дать дуба. Книжная индустрия после пандемии

Недавно в Лондоне была присуждена одна из главных европейских премий в области литературы - Международная Букеровская премия. Вручение одной из главных литературных наград из-за пандемии пришлось ждать несколько месяцев, первоначально ее планировали провести в мае. Книжная отрасль оказалась одной из наиболее пострадавших из-за пандемии во всем мире. Особенно это ощущается в России, где тиражи книг мизерны, число книжных магазинов сокращается, а государство вспоминает о книжной отрасли только после настойчивых напоминаний со стороны писателей.

В короткий список лауреатов Букеровской премии вошли произведения писателей из Великобритании, Германии, Ирана, Мексики, Нидерландов и Японии. Первоначально премию планировали вручить 19 мая, однако перенесли из-за пандемии коронавируса.

Вручение самой престижной литературной премии - возможность еще раз взглянуть на книжный рынок мира, который серьезно пострадал во время пандемии, из-за закрытия магазинов и приостановки выпуска книжной продукции.

По данным международного исследования The Book Publishers Global Market Report 2020-30, посвященному пандемии, ожидается, что мировой рынок книжной продукции сократится с $92,8 млрд в 2019 году до $85,9 млрд долларов в 2020 году. Как предрекают авторы исследования, снижение продаж книжной продукции связано с замедлением экономического роста в связи с COVID-19.

Ожидается, что книжный рынок будет расти в среднем на 2%, однако восстановится в прежних объемах лишь к 2023 году.

Несколько месяцев локдауна оказали существенное влияние на книжные магазины по всему миру, где практически не стало посетителей. Объем продаж книжной продукции сократился даже в Швеции, стране, где власти, официально не объявляли карантина и не закрывали бизнес. По данным статистики шведского книжного рынка, объем продаж книг в стране значительно снизился с середины марта до конца апреля. Это привело к падению выручки на 20 миллионов крон (более $2,2 миллионов). Рынок начал постепенное восстановление в мае, а в начале июне показал значительный рост продаж за счет онлайн торговли книгами.

Российский рынок - "катастрофическая" ситуация

"Воздействие коронавируса: российский книжный рынок борется с трудностями, несмотря на возобновление работы". Под таким заголовком вышла статья о книжном рынке России в международном издании Publishing Perspectives. Российский книжный рынок также тяжело пережил пандемию.

По данным Российского книжного союза, в 2020 году убытки издателей составят более 15 миллиардов рублей. Из-за закрытия книжных магазинов в марте и апреле убытки продавцов составили 3,6 млрд рублей. По данным книгоиздателей, которые приводит ТАСС, 82% издательств полностью перестали выпускать книги, в апреле-мае. В свою очередь, 43% отказались выпускать книги, запланированные на 2020 год. В мае представители Российского книжного союза расценивали ситуацию как "катастрофическую".

После настойчивых просьб писателей и книгоиздателей, власти все же включили отрасль в состав наиболее пострадавших от короновируса отраслей и обещают оказать помощь. В июле правительство внесло в Госдуму законопроект, который предусматривает увеличение максимально допустимого объема потерь издательской отрасли до 30%. Ранее эта норма составляла 10%. Законопроект должен быть рассмотрен парламентом в середине сентября.

Книжные магазины уже открыты, но покупателей заметно меньше, чем до пандемии и падение продаж книг у разных торговых сетей составило от 10% до 50%, рассказывает Finam генеральный директор издательской группы "Альпина" Алексей Ильин.

Чтобы компенсировать падение продаж книжной продукции в магазинах, издатели нарастили продажи книг в онлайн. У издательской группы "Альпина", рассказывает Ильин, доля интернет-продаж выросла с 37% в феврале до 63% в июле.

Дать Букера, не дать дуба. Книжная индустрия после пандемииКоронокризис, отмечает Ильин стал "катализатором тенденции перетекания продаж книг в онлайн" и издатель считает, что эта тенденция продолжится. В свою очередь, "направление эволюции" офлайн магазинов сейчас еще не понятно, рассказывает Ильин.

Однако он отмечает, что лучше всего дела идут у "концептуальных магазинов с умным подбором ассортимента, ориентированного на искушенную интеллектуальную аудиторию": "Зачастую в таких магазинах можно выпить кофе или послушать лекцию. В то же время сохраняют популярность классические сетевые магазины, которые умеют управлять издержками и выигрывают за счет масштаба".

Не исключено, что многие книжные магазины, которые не смогут "перестроиться" по итогам пандемии ждет закрытие. По данным маркетингового агентства Контур количество книжных магазинов в России с начала года уже снизилось на 6%.

Брэдбери и Кинг на помощь Донцовой

На книжных ярмарках, а они до пандемии проходили в Москве и других городах страны достаточно часто, всегда было полно народу. Для читателей это была возможность не только купить новую книгу, но и встретиться с писателем или послушать дискуссию о будущем литературы.

Россия если "не самая читающая" страна как СССР, но еще вполне "читающая". По данным опроса ВЦИОМ в 2019 году книги читали 53% россиян. Самое большое количество читателей среди женщин их 59%. Львиная доля читателей, 68%, люди с высшим образованием.

По данным Книжной палаты, набор самых издаваемых в России авторов выглядит эклектично. Автор всемирно известных мистических романов Стивен Кинг в 2019 году впервые потеснил в нем автора дамских детективов Дарью Донцову. Компанию двум другим писательницам детективных романов Александре Марининой и Татьяне Поляковой составил любимый как в СССР, так и в России американский писатель фантаст Рэй Брэдбери.

Между тем, по данным Книжной Палаты, совокупный тираж произведений художественной литературы снизился на 2,4% по сравнению с 2018 годом, он составил 54 млн экземпляров. "Тиражи выпускаемых изданий год от года снижались и до пандемии. Это общемировая тенденция, и пандемия, очевидно, ее усилила", - комментировал ситуацию в беседе с "Российской газетой" глава Роспечати Михаил Сеславинский.

Средний тираж печатных книг в России небольшой, 10.000 экземпляров считается весьма приличным тиражом, писательские гонорары низки и жить на литературные доходы практически невозможно.

Анатолий КурчаткинКнижная индустрия находится в "ужасном состоянии", - говорит в беседе с Finam писатель Анатолий Курчаткин, ставший в 2004  году финалистом  "Русского Букера" за роман "Солнце Сияло". Как и многие его коллеги по писательскому цеху, он отмечает главные проблемы российской книжной отрасли: издательский монополизм, низкий интерес профильных государственных институтов к художественной литературе. "Нет соревнования между издателями, потому что издателей, по сути, нет. Я говорю, конечно, об издателях литературы. Ну, а издательства, выпускающие каждую осень миллионными тиражами пособия, как готовиться к ЕГЭ, меня не интересуют".

В период долгого карантина популярностью в социальных сетях пользовались списки под названием: "Что почитать на карантине?". Почетные места там занимали художественные произведения: романы Эриха Марии Ремарка, Аркадия и Бориса Стругацких, произведения Джека Лондона и антиутопический роман Эрнеста Клайна "Третьему игроку приготовиться", экранизированный в 2018 году.

После пандемии интерес к различного рода "утопиям" увеличился, говорит Finam ведущий редактор одного из крупнейших российских издательств. Кроме этого, рассказывает он, больше стало книг и о том, как построить удаленную работу и книг о цифровизации бизнеса.

После пандемии резко выросли продажи книг финансовой и инвестиционной тематики. Среди них: "Разумный инвестор" Бенджамина Грема, "Сам себе финансист" Анастасии Тарасовой и "Правила инвестирования Уоррена Баффета" Джереми Миллера. Все они вошли в разряд супербестселлеров.

Как до пандемии, так и после нее, бестселлером остается и книга идеолога либертарианства, антиутопии американской писательницы Эйн Рэнд "Атлант расправил плечи". О том, расправит ли свои плечи российская книжная отрасль после пандемии, пока сказать сложно. Во всяком случае, ее игрокам "стоит приготовиться".

Братерский Александр
Finam.ru

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх