27 октября 1905 года на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге был заложен русский броненосец «Император Павел I». Спущенный на воду 25 августа 1907 года, он стал первым в мире кораблем оборудованным гиперболоидными многосекционными стальными сетчатыми мачтами, конструкции знаменитого инженера В. Г. Шухова.
29 июля 1910 года «Император Павел I» приказом командующего Балтийским флотом зачислили в вооружённый резерв флота, а через месяц он поднял вымпел и вступил в кампанию. 16 июля 1911 года «Император Павел I» был зачислен в состав сформированной в начале года бригады линейных кораблей Балтийского моря. В неё вошли также линейные корабли «Цесаревич», «Слава» и «Андрей Первозванный».
В 1913 году в составе бригады линейных кораблей совершил поход в Портленд и Брест. А уже 18 июля 1914 года прикрывал отряд заградителей при постановке мин на Центральной минно-артиллерийской позиции.
После Октябрьской революции с сентября 1920 года находился в Кронштадтском военном порту на хранении. Но уже через пять лет был исключён из списков судов РККФ.
С 1941 года начинается «новая» жизнь броненосца - 2 башни с 203-мм орудиями были использованы в береговой обороне, в составе батареи № 333 на мысе Сурниеми, к западу от форта «Красная Горка» («Краснофлотский»). Батарея принимала активнейшее участие в Великой Отечественной войне.
К концу лета 1941 немецко-фашистские войска вошли в зону действенного огня артиллерии главного калибра«Красной Горки» и уже 31 августа батареи открыли огонь по скоплениям войск противника в районе Копорья.
Дальность работы артиллерии форта составляла от 25 до 42 км, границы плацдарма проходили примерно в 30 км от форта.
Без преувеличения можно сказать, что Приморской Оперативной группе удалось удержаться на занимаемых рубежах благодаря исключительно артиллеристам форта «Красная Горка», в том числе и орудиям с «Павла I». На плечах красногорских артиллеристов лежала не только работа по отражению атак на сухопутном фронте, но и обеспечение безопасности фарватера – борьба с батареями финнов, обстреливающей советские корабли и подводные лодки, уходящие на задание.
Отметим, что вокруг Красной Горки по железнодорожным путям курсировали бронепоезда «Балтиец» и «За Родину» и транспортеры с крупнокалиберными корабельными орудиями (180- и 365-мм).
Осенью 1943 года на плацдарме началось сосредоточение войск для полного снятия блокады с Ленинграда. 14 января 1944 батареи «Красной горки» открыли огонь по узлам сопротивления в деревнях Гостилицы и Дятлицы. Напряжение спало только к 27 января, когда окруженная стрельнинско-петергофская группировка противника перестала существовать, а немецко-фашистские войска отбросили на 65 - 100 км от Ленинграда.
Источник: vpk-news.ru.
Свежие комментарии