На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 229 подписчиков

Свежие комментарии

  • Elena
    А Запад всегда требует не признать выборы и объявить новые, как только им не нравится кандидат, одерживающий победу.Румыны снова голо...
  • ПРОСТО ВАЛЕРИЙ
    фон дЫр....как там её....- засланный казачок от службы внешней разведки России! А разве нет ???? Результаты деятельно...Фон дер Ляйен пож...
  • Авас Анекак
    ну эта ответка англосаксам за то что ини посадили весь китай на опиум на два векаОтвет на "опиумны...

Сердюков. Один из самых неоднозначных людей в нашей власти

Трудно найти в нашей стране человека, к которому сложилось столь негативное отношение, как к бывшему министру обороны России Анатолию Сердюкову. Его называли «табуреточником», «мебельщиком», «фельдмебель» или «фельдмаршал Табуреткин», его ненавидели в армии и на гражданке. Его обвиняли в развале армии и системы подготовки армейских специалистов.

Высмеивали его реформ, особенно прошлись по нововведениям, вроде заказа на дизайн формы у известного модельера.

Сергей Шойгу, выступая в Госдуме назвал и явные провалы Сердюкова на посту министра обороны: закрытие ряда военных вузов и сокращение приёма абитуриентов в оставшиеся вузы, что создало острый дефицит кадров, провал оборонного заказа, несвоевременное, с опозданием заключение контрактов с предприятиями военно-промышленного комплекса, из-за чего изделия с долгим технологическим циклом производства не успевали выпустить в поставленные сроки.

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин возложил на Сердюкова ответственность за развал системы приёмки вооружений, из-за чего происходила поставка некачественных комплектующих на предприятия оборонно-промышленного комплекса. Правда, стоит отметить, что деятельность самого Рогозина тоже сопровождалась грандиозными провалами, на мой взгляд, Рогозин и сам не без греха.

Резко критиковал Сердюкова Маршал Советского Союза Дмитрий Язов: «„лучший“ министр обороны Анатолий Сердюков привёл за собой целый гарем и чуть не угробил армию»; писатель Александр Проханов: «Сердюковщина стала понятием нарицательным, как смердяковщина Достоевского»; Леонид Ивашов, комментируя в 2007 году назначение Сердюкова министром обороны, назвал решение президента «плевком в лицо» и «унижением армии».

Напротив, советский разведчик и член общественного совета при Минобороны Виталий Шлыков, наоборот, считает Сердюкова «храбрым бухгалтером», которому противостоит «множество жуликоватых генералов, которые просто держатся за кресла». Как полагал эксперт, Сердюков «занимается комплексными проблемами, которые сегодня стоят перед российской армией».

Историю с «Оборонсервисом» я опущу несмотря на то, что его обвиняли в халатности, повлёкшей причинение крупного ущерба, по части эпизодов следствие в отношении Сердюкова было прекращено, по части эпизодов он попал под амнистию. На мой взгляд, в этой темной истории, черт ногу сломит и его «простили» на самом верху нашей властной пирамиды. Почему попробую ответить во второй части своего текста.

Есть в биографии Сердюкова несколько крайне неоднозначных эпизодов, которые позволяют взглянуть на эту фигуру с неожиданной стороны. Во власть он попал, говоря грубо, выгодно женившись на Юлии Похлебениной, дочери Виктора Зубкова (на тот момент бывшего руководителем управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Санкт-Петербургу). Социальные лифты в новой России порой работают довольно странно, хотя стоит заметить – все это мои предположения, есть вероятность, что женитьба здесь и не при чем. В том же 2000 году Сердюков перешёл на государственную службу, за четыре года он вырос от заместителя руководителя Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Санкт-Петербургу до министра Российской Федерации по налогам и сборам. Дав Сердюкову билет «во власть» в дальнейшей карьере Зубков зятю уже особо не помогал. После Санкт-Петербурга Сердюков рос сам. За счет чего?

Одной из важнейших вех в карьере Сердюкова стало, вы удивитесь – дело ЮКОСа! В апреле 2004 г. налоговики начали предъявлять компании претензии, которых за год набралось на $27,5 млрд. В беседе с газетой Ведомости в 2012 году некий налоговый чиновник охарактеризовал фигуранта нашего дела так: Сердюков оправдал доверие Путина в истории с ЮКОСом – показал себя лояльным руководителем».

«Какова роль Сердюкова? Он всех посылал, кто к нему приходил договариваться о деле ЮКОСа: этого нельзя сделать, того нельзя, это не по закону. Впрочем, возможно, что это укладывалось в его взгляды, в его понимание ситуации», так описывал ситуацию главный юрист ЮКОСа Дмитрий Гололобов. Редиска, нехороший человек, не хотел договариваться!

«До Сердюкова налоговым министром был Геннадий Букаев. Да, он тоже выполнял команды, но с ним можно было о чем-то разговаривать, – вспоминает бывший зампред правления ЮКОСа Александр Темерко. – А потом пришел Сердюков и разобрался буквально за три-четыре недели. Человек, безусловно, нацелен на то, что «поставили задачу – буду выполнять, ничего не замечая». Остальные хоть эмоции проявляли, прокуроры Устинов и Бирюков, даже следователь... А Сердюков действовал без эмоций, планомерно, поступательно. Это не человек, это механизм. Мы пытались говорить с ним о налоговой отсрочке. Спрашивали, зачем он добился ареста всех счетов? Мы из-за ареста не могли рассчитаться ни с кем. Думаю, Сердюков участвовал в создании ситуации, которая привела к банкротству компании». – газета Ведомости.

С дела ЮКОСа поменялись отношения между налоговой и крупным бизнесом – власть объявила войну налоговым «схемам», грубому «налоговому планированию», когда бизнесмен приходил в налоговую и говорил, сколько заплатит в бюджет, при Сердюкове стороны поменялись местами. Компаниям – от малого бизнеса до самых крупных – пришлось отказаться от популярных и совсем примитивных способов оптимизации. Появление в бизнес-цепочке компании-однодневки «каралось» доначислением налогов.

Сердюков навел порядок с системой возмещения налогов. В 2000-х существовали схемы, благодаря которым бизнес мог из воздуха делать деньги. Основных схем изготовления денег из воздуха было две, рассказывают налоговики и консультанты. НДС можно было вернуть, показав, например, что товар (на самом деле не существующий) не продан и лежит на складе. А налог на прибыль – отсудив, например, у фирмы по надуманным основаниям крупную сумму денег и показав таким образом, что вместо прибыли был убыток. Обе схемы в основном работали в Москве – здесь больше обороты и такие операции было легче спрятать, для этого в городе специально перерегистрировали компании из других регионов.

Сердюков создал контрсхему, договорившись с товарищами из МВД, налоговики просили их проверить наличие товара на складах, и, если его не было – возникали основания для заведения дела о мошенничестве.

«Сердюков сделал систему как в Центробанке, т. е. все возмещения районных инспекций можно было отслеживать в режиме онлайн и в любой момент нажать delete», – рассказывает бывший налоговик. «Систематизация и централизация означают хотя бы контроль и точное представление о том, что происходит, – рассуждает бывший высокопоставленный чиновник. – Если раньше нельзя было вообще ничего понять в хаосе возвратов, то теперь поток упорядочен. Это заслуга Сердюкова».

Незадолго до того, как Сердюкова президент «перекинул» с ФНС на Министерство обороны тот сделал крайне необычный жест. Он совместно с Вылковой Еленой и Тарасевич Алексеем (Видными российскими учеными в сфере финансов) написал книгу: «Налоги и налогообложение: Учебник для вузов». В ней были вскрыты основные способы ухода от налогов российскими компаниями. После выхода в свет эта книга была разослана «в подарок» руководству крупнейших российских компаний.

Символичный подарок, не правда ли? Кстати, этот поступок был по достоинству оценен российским бизнесом. Наглеть с «налоговой оптимизацией» компании перестали.

Михеев Сергей.

Картина дня

наверх