На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 125 подписчиков

Свежие комментарии

  • владимир
    Израиль принимает прямое участие в украинском конфликте. Поддерживая Зеленского. Отсюда должно последовать действие с...Захарова резко ос...
  • C Major
    со всеми вытекающими последствиямиВласти Эстонии пр...
  • C Major
    признать Эстонию, как купленный у Швеции товар, как это и есть по сути,и относится как к собственностиВласти Эстонии пр...

Москва 1930-х в фотографиях: самые интересные события

Москва 1930-х одна из самых притягательных. Фотографии показывают нам город, в котором ещё не существовало сталинских высоток и более поздних советских зданий из панелей и блоков. Узкие центральные улочки и переулки ещё сохраняли дух дореволюционной Москвы. Давайте же прогуляемся с вами по столице 1930-х годов, а заодно пройдёмся по самым важным событиям десятилетия. Один год - одно событие.

1930 год: кино со звуком

Десятилетие началось с новых технологий в области кинематографа. 5 марта в "Художественном" начали показывать звуковые фильмы. Это была сборная программа, которую составил режиссёр Абрам Роом. Первая полноценная советская кинолента со звуком вышла на экраны в 1931 году и называлась "Путёвка в жизнь".

Кинотеатр "Художественный, 1932.

Кинотеатр "Художественный, 1932.

Если говорить о самом кинотеатре "Художественный", который расположился на Арбатской площади, то он появился ещё в 1909 году. Здание возвели по проекту архитекторов Фёдора Шехтеля и Николая Благовещенского. До 1930 зрителям там демонстрировали немое кино. На протяжении всего существования "Художественный" был очень популярен у москвичей.

Кинотеатр (тогда назывался электротеатр) "Художественный", 1912.

Кинотеатр (тогда назывался электротеатр) "Художественный", 1912.

Сейчас кинотеатр временно не работает из-за реконструкции. Формально она закончилась в декабре 2020. Планируется, что уже в этом году "Художественный" сможет принять первых зрителей.

А ещё 30 декабря 1930 года в Москве появился первый в городе светофор. Он расположился на пересечении двух улиц: Кузнецкого моста и Петровки.

Первый светофор в Москве на пересечении Кузнецкого моста и Петровки, 1930-1931.

Первый светофор в Москве на пересечении Кузнецкого моста и Петровки, 1930-1931.

1931 год: явление «Мосфильма»

Продолжим тему кино. В феврале состоялось торжественное открытие студии "Мосфильм" там, где она располагается сегодня - на одноимённой улице. Тогда начал работать главный корпус, который возвели в стиле конструктивизма. Внутри находились съёмочные площадки, комнаты для актёров и монтажный цех. Со временем территория киностудии значительно расширилась. Появилось множество новых зданий и площадок.

Киностудия "Мосфильм", 1931.

Киностудия "Мосфильм", 1931.

1932 год: сердце советской промышленности

По всей стране в 1930-х активно шла индустриализация. Москва, как столица государства, должна была задавать тон и подавать пример остальным. Поэтому в 1932 году в городе открылось сразу три важных предприятия. Первое - завод "Шарикоподшипник". На нём делали одноимённые детали. Он располагался на улице Дубровка.

Завод "Шарикоподшипник" на улице Дубровка, 1932.

Завод "Шарикоподшипник" на улице Дубровка, 1932.

Второе предприятие - завод "Калибр". Он расположился на улице Годовикова, недалеко от современной станции метро "Алексеевская". Фабрика работает до сих пор. Там производят измерительные инструменты. А также оказывают услуги по заточке и термообработке деталей.

Проходная завода "Калибр", 1932.

Проходная завода "Калибр", 1932.

Третье предприятие - завод "Фрезер" открылось на современной 1-й Фрезерной улице. Недалеко располагается платформа "Андроновка"(бывш. "Фрезер") Казанского направления Московской железной дороги. На заводе производили режущие инструменты для металлообрабатывающей промышленности и машиностроения. К сожалению, некогда крупнейшее предприятие такой специализации в СССР перестало существовать в 2004 году.

Открытие завода "Фрезер", 1932.

Открытие завода "Фрезер", 1932.

1933 год: привет, троллейбус

В 1930-х в Москве произошла транспортная революция. Началась она 15 ноября 1933, когда открылось троллейбусное движение. Первый маршрут проходил от Тверской заставы до моста окружной железной дороги. Чуть дальше современной станции метро "Сокол". Поездка занимала 30 минут. Правда троллейбусов в парке на момент открытия оказалось всего два. Поэтому пользоваться этим видом транспорта было по-началу неудобно.

Первый маршрут троллейбуса у Тверской заставы, тогда там ещё стояла Триумфальная арка. Её восстановленный вариант сегодня располагается на Кутузовском проспекте, 1933.

Первый маршрут троллейбуса у Тверской заставы, тогда там ещё стояла Триумфальная арка. Её восстановленный вариант сегодня располагается на Кутузовском проспекте, 1933.

Но производство быстро наладили. Количество машин увеличивалось. Развивалась маршрутная сеть. Какое-то время в Москве даже ходили двухэтажные троллейбусы. Однако в столице они не прижились: трудно управлять зимой по обледенелым улицам, да и пассажирам ростом выше 1.75 было очень тесно. Особенно на втором этаже, куда ещё требовалось протиснуться.

Двухэтажный троллейбус около ВДНХ, 1940.

Двухэтажный троллейбус около ВДНХ, 1940.

К 1970-м столица стала городом с самой большой троллейбусной сетью в мире. К сожалению, в 1990-х годах этот вид транспорта начали потихоньку убирать. #история московского троллейбуса закончилась в 2020 году. Сейчас в городе работает лишь один кольцевой экскурсионный #троллейбус "Т", который ходит от Казанского вокзала по Краснопрудной, Нижней Красносельской, Спартаковской и Новорязанской улицам. И снова приезжает на Казанский вокзал.

Троллейбус "Т". Фото отсюда: https://riverforum.net/showthread.php?t=3315&page=74

Троллейбус "Т". Фото отсюда: https://riverforum.net/showthread.php?t=3315&page=74

1934 год: прощай, Великая стена

Начался снос Китайгородской стены. Интересно, что за несколько лет до этого её отреставрировали. Но уж слишком она, по мнению городских властей, мешала движению транспорта. К тому же строилось метро. Например, наземный вестибюль "Лубянки" как раз и планировали на месте одного из участков стены. Кстати, то, что от неё осталось, использовали в качестве строительных материалов для Московского метро.

Снос Китайгородской стены напротив будущего здания "Детского мира", 1934.

Снос Китайгородской стены напротив будущего здания "Детского мира", 1934.

1935 год: поезда под землёй

Год, который разделил жизнь москвичей на до и после. В столице открылся первый в #ссср метрополитен. Участок от "Сокольников" до "Парка культуры" с ответвлением до "Смоленской" заработал 15 мая. Тогда действовали только два вида билетов. Розовые давали право проезда до станции "Сокольники", жёлтые - до "Парка культуры" или "Смоленской".

Первая официальная схема Московского метро, 1935. С сайта www.metro.ru.

Первая официальная схема Московского метро, 1935. С сайта www.metro.ru.

Билет действовал 35 минут и стоил 50 копеек. Проверяли их контролёры, так как турникетов изначально в московском метро не было. Зато существовали автоматы. В них можно было купить бутерброды, шоколад, различные сладости и даже папиросы. Правда новинка не прижилась, и её довольно быстро убрали.

1 из 2
Автоматы на станции "Сокольники", 1935.

Справедливости ради стоит сказать, что поначалу метро оказалось не очень востребованным. Всё-таки маршрутная сеть была маленькой. В первые дни работы пассажиропоток был сумасшедшим - все просто хотели прокатиться на этом чуде техники. Однако довольно быстро вагоны опустели. Этот факт помог понять очевидность и необходимость строительства новых станций в короткие сроки.

1936 год: районов теперь много

14 апреля случилась административно-территориальная реформа Москвы. Укрупнили районы. Вместо 10 существовавших на тот момент, создали 23.

Газета "Вечерняя Москва" с описанием новых районов от 15 апреля 1936 года. Фото из Википедии.

Газета "Вечерняя Москва" с описанием новых районов от 15 апреля 1936 года. Фото из Википедии.

1937 год: рубиновые звёзды

На пяти башнях Московского Кремля (Троицкой, Спасской, Боровицкой, Никольской и Водовзводной) разместили рубиновые звёзды. Ими заменили предыдущие украшения, также звёзды, которые были сделаны из позолоченной нержавеющей стали. Их дополнили драгоценными камнями. Некоторые достигали веса в 200 карат. Располагались старые звёзды на тех же самых башнях, кроме Водовзводной.

Установка рубиновой звезды на Спасской башне, 1937.

Установка рубиновой звезды на Спасской башне, 1937.

Правда украшали они их недолго. Конструкции установили в октябре 1935 года. Однако камни очень быстро потускнели. Их было просто не видно, если хоть чуть-чуть отойти от Кремля. Да и слишком большой размер делал их не совсем уместными на башнях.

Первая звезда, которая предназначалась для Спасской башни, 1935.

Первая звезда, которая предназначалась для Спасской башни, 1935.

До звёзд на Кремлёвских башнях возвышались двуглавые орлы. Их начали устанавливать ещё в 17 веке. Сначала птички были деревянными, потом - металлическими. Конструкции меняли примерно раз в столетие. Поэтому, когда в 1930-х орлов решили убрать, то оказалось, что сделать это очень просто, ведь они не представляли ценности. Самым старым был двуглавый орёл на Троицкой башне. Его установили в 1870 году. Самым молодым - тот, что возвышался на Спасской. Он появился там в 1912. Так что без зазрения совести, орлов сняли. В 1935 году их выставили на всеобщее обозрение в парке Горького.

Двуглавый орёл на Боровицкой башне, 1910-1913.

Двуглавый орёл на Боровицкой башне, 1910-1913.

1938 год: самое красивое метро в мире

Открылась вторая очередь Московского метрополитена. В строй ввели два участка. В марте от "Александровского сада" до "Курской". То есть прекратилось вилочное движение до "Киевской", которую построили в 1937 году. Участок вошёл в состав будущей Арбатско-Покровской линии.

Схема Московского метро в 1938 году. С сайта www.metro.ru.

Схема Московского метро в 1938 году. С сайта www.metro.ru.

В сентябре 1938 года открылся отрезок от "Театральной" (тогда "Пл. Свердлова") до станции "Сокол" (без "Тверской"). Таким образом в Москве всего через 3 года после открытия метро было уже три линии. Новые станции сделали намного ярче, оригинальнее и красивее, чем те, что открылись в составе первой очереди.

1 из 2
Станция "Маяковская", 1938-1940.

Именно в 1938 году #московское метро получило настоящие жемчужины, которые в торжественности могут соперничать даже со станциями Кольцевой линии. Это, например, "Маяковская" и "Площадь Революции".

1939 год: совет в Филях

12 юля в районе Кутузовского проспекта, который тогда ещё именовался Можайским шоссе, открылся музей-памятник "Кутузовская изба". Якобы именно здесь происходил тот самый совет в Филях, который имел важное значение во время Отечественной войны 1812 года. На самом деле настоящая изба перестала существовать ещё в 1868 году. А это лишь воссозданная копия.

Открытие музея, 1939.

Открытие музея, 1939.

Такими для Москвы были 1930-е годы. Насыщенное и захватывающее десятилетие. Конечно, происходило и много других событий, помимо тех, которые описал я. Например, реконструкция Тверской улицы, прокладка первых участков Кутузовского и Ленинского проспекта, а также строительство канала "Москва-Волга". Но об этом у меня есть отдельные статьи.

О Москве нескучно.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх