"Есть что-то прекрасное в том, чтобы видеть, как бедные принимают свою участь и страдают от неё, как от Страстей Христовых. Мир только выигрывает от их страданий". (с) Мать Тереза. Даже в рамках христианских представлений о блаженной кротости, какая извращенная логика лежит в основе такого мышления?
В сентябре 2016 года мать Терезу канонизировали и она стала Святой Терезой Калькуттской. Но действительно ли эта женщина была так добра, милосердна и свята, как о ней говорят? Почему же тогда её канонизация вызвала в обществе громкие споры?
Мать Тереза у многих ассоциируется с Индией. При упоминании её имени многие представляют пожилую хрупкую индианку в белом одеянии, похожем на сари. На самом деле, мать Тереза родилась в 1910 году в Македонии в семье косовских албанцев. Девочку назвали Агнес Гондже Бояджиу. Семья исповедовала католицизм, и Агнес с раннего возраста мечтала стать монахиней.
Волею судьбы она оказалась в Индии, где прославилась своей работой по борьбе с нищетой и оказанию помощи самым незащищённым слоям населения в беднейших районах Калькутты. Её шкафчик с трофеями до отказа заполнен множеством наград, начиная с Премии мира Рамона Магсайсая до Нобелевской премии мира 1979 года. Все они словно закрепляют её наследие бескорыстного человека, который работал исключительно на благо страждущих. Благочестивая женщина с самыми чистыми намерениями.
Однако истина может быть другой. Годами люди сомневались в действиях и мотивах матери Терезы. Они считали, что с её стороны была лишь романтизация страданий: от её сомнительной практики в миссионерской благотворительности, до сомнительных способов обращения с деньгами, предоставленных ей столь же сомнительными людьми.
Попробуем разобраться, какой мать Тереза была на самом деле.
Очень тяжело разочаровываться в тех, кого считал достойными людьми. Например, никто не отрицает заслуг Махатмы Ганди перед народом Индии. Но это не мешало ему быть расистом, считать африканцев дикарями и принижать их.
Так же с матерью Терезой. Несомненно, она делала и хорошее. Но вряд ли была святой.
В 1994 году вышел документальный фильм под названием “Ангел из ада”. В нём появились первые критические замечания в адрес работы Терезы. Этот фильм был подготовлен одним из волонтеров в миссионерской работе матери Терезы. А значит, в нём была определенная достоверность.
Очевидцы говорили, что в её "домах умирающих" никого не спасали, даже если у человека были шансы вылечиться и выжить. Больные не получали даже обезболивающего. Раковые больные, страдающие от страшнейших болей, могли рассчитывать лишь на аспирин и то не всегда.
«Мать Тереза считала, что больной должен страдать, как Христос на кресте».
однако у нее был двойной стандарт – один для себя, другой для опекаемых. Сама она никогда не отказывалась от обезболивающих или анальгетиков.
Канадские учёные подтвердили, что приюты матери Терезы получали миллионные пожертвования, но пациенты оставались без какой-либо медицинской помощи.
В 1991 году громким скандалом стала статья Робина Фокса. Фокс был редактором авторитетного британского медицинского журнала "Ланцет". Он писал, что за больными ухаживали и обрабатывали их раны.
Робин Фокс (журнал Ланцет) отмечал, что у фонда огромное количество волонтёров, но при этом врачи практически не привлекаются к работе. Что говорит о том, что "мать Тереза скорее имитирует бурную помощь, чем действительно её оказывает".
Ирландский журналист Дональд Макинтайр под прикрытием отправился в один из её хосписов, чтобы стать волонтером в приюте Терезы. Он сообщил о полном пренебрежении к больным и даже о случаях жестокого обращения. В его отчётах утверждалось, что детей и психически больных часто связывали веревками, чтобы их можно было кормить или держать неподвижными.
Хемли Гонсалес вырос в бедном районе Кубы, переехал в США, а потом так вдохновился биографией матери Терезы, что отправился в Индию, чтобы помогать в "Домах умирающих":
"Я был потрясен, увидев такую небрежность. Иглы промывались в холодной воде и использовались повторно, больным выдавались лекарства с истекшим сроком годности. Были люди, у которых был шанс выжить, если бы только им оказали надлежащий уход."
Так может быть, всё это было от нехватки средств? Вовсе нет.
Сама мать Тереза лично получила более 30 миллионов долларов финансирования от различных благотворителей по всему миру. Денег было более чем достаточно, чтобы больные в приютах не страдали и жили в достойных условиях. Но не было сделано ничего, чтобы хоть немного улучшить условия жизни людей. Мать Тереза даже отказалась устанавливать в приютах водонагреватели, и больные мылись в ледяной воде.
В 1991 году немецкий журнал "Штерн" опубликовал отчёт, согласно которому лишь 7% пожертвований, поступивших в миссию матери Терезы, были использованы на благотворительность.
В Индии часто происходят различные бедствия, сотни тысяч людей оказываются пострадавшими. И мать Тереза молилась за них. И призывала к этому других. Но она ни разу не пожертвовала деньги, чтобы кому-то помочь. Более того, когда в одной из индийских провинций произошло землетрясение, она даже отказалась отправить туда своих монахинь.
Через её руки проходили огромные суммы денег: многие миллионеры делали пожертвования для её миссий. Но мать Тереза, которую считали святой, придерживалась крайне жёстких взглядов. Она считала, что участь больных - страдания. Поэтому запрещала давать больным обезболивающие. А также очень возражала против абортов, контрацепции и разводов.
Давайте же пообещаем Деве Марии, которая так сильно любит Ирландию, что мы никогда не допустим ни одного аборта в этой стране и никаких контрацептивов. (с) Мать Тереза
Пропагандируя смирение, терпение и страдания, сама мать Тереза не лечилась в своих приютах. Она обращалась за квалифицированной медицинской помощью в известные клиники в США, европейских странах и Индии. Подобное поведение вызвало новую волну критики и обвинение в лицемерии.
Многие вспоминают, как в начале 1980-х мать Тереза отправилась на Гаити. Тогда прекрасным, но бедным островом правил Жан-Клод Дювалье, который во всём мире считался жестоким диктатором. Но мать Тереза рассыпалась в похвалах в его адрес и заявила, что "Дювалье так любит свой народ, что тот боготворит своего правителя".
Визит монахини обошёлся нищей стране в миллион долларов. А ещё Дювалье выдал Терезе 2,5 миллиона долларов и наградил орденом Легиона славы.
Был и забавный случай. Чарльз Китинг, американский бизнесмен, очень хитро присвоил деньги своих вкладчиков. Это была внушительная сумма в 252 миллиона долларов. Из этих денег Китинг выделил Терезе более миллиона. Когда Китинга поймали и приговорили к тюремному сроку, Тереза написала письмо прокурору и попросила его помиловать бизнесмена. На что прокурор предложил ей вернуть украденные деньги их владельцам. На этом переписка моментально оборвалась.
Единственный вопрос, который у меня возникает - куда же делись все деньги, которые получала мать Тереза? Конечно, какая-то часть уходила на содержание старых и новых миссий, а также на поддержание работы приютов для бедных и умирающих. Но судя по расследованиям, это лишь малая доля от всех благотворительных средств...
Нельзя отрицать, что Святая Тереза Калькуттская, потратила свою жизнь, пытаясь помочь бедным и обездоленным. Однако, опираясь на свидетельства очевидцев и тщательные расследования, можно с уверенностью сказать, что она была обычным человеком, далёким от совершенства.
Тем, кто поспешит обвинить меня в надуманности статьи и в очернении светлого образа матери Терезы, рекомендую пройти по ссылкам ниже и лично убедиться в написанном.
По материалам: https://pbs990.livejournal.com/, https://ru.wikipedia.org/, https://deeshaa.org/deposition-mother-of-all-myths/, https://www.huffpost.com/, https://www.nationalgeographic.com/culture/article/mother-te..., https://historycollection.com/mother-teresa-8-reasons-believ..., https://www.nytimes.com/2016/08/27/world/asia/mother-teresa-....
Свежие комментарии