На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 345 подписчиков

Свежие комментарии

  • Раиса Фазлетдинова
    Нет уж, УМЕРЛА, ТАК УМЕРЛА! Нечего бегать как крысы с тонущего корабля, туда, где лучше.  Сначала скакали с криками "...Украинку, переста...
  • Vladimir Lioubimcev
    А вообще, почему бы российские спецслужбы  наказывали за личное  общение с родственниками на Украине,  по-украински? ...Украинку, переста...
  • Vladimir Lioubimcev
    По "В" можно сразу определить, откуда накропали этот пост...Украинку, переста...

Интерьеры древнеримских закусочных

Буквально под занавес 2020 года в Помпеях закончились раскопки древнеримской закусочной для плебса - термополия. Хотя само открытие термополия считать чем-то невероятным все же не стоит. Таких объектов по всему городу за два с лишним века раскопок найдено несколько десятков. Но вот эти прекрасно сохранившиеся фрески прилавка термополия заставили археологов отказаться от первоначального плана реставрировать лишь фасад заведения.

Решено было очистить от грунта всё заведение и сделать его привлекательным объектом для туристов.

Как сообщает журнал "Наука и жизнь": "Основной объект внимания в любом термополии – это монументальная стойка, в которую по венчик утоплены пузатые горшки-долии. В таких горшках-судках приготовленная на кухне еда долго оставалась горячей безо всякого подогрева. Сторону прилавка, обращённую к покупателю, владельцы харчевен обычно старались украсить росписями. Только археологам нечасто доставались эти свидетельства народного интерьерного дизайна. Поэтому термополий на улице Серебряной Свадьбы в Помпеях в некотором роде действительно особенное открытие".

Так что же изображали на своих прилавках древнеримские "пиросмани"? Первое, что приходит в голову – еда. И действительно, на одной стороне длинного фасада с изломанной геометрией изображена сценка из самого заведения – стойка с горшками, наверняка наполненными горячей едой, целая батарея амфор и разносчик. Над всей этой суетой подвешены кувшины и прочие полезные вещи.

Другая секция прилавка украшена изображениями уток и петуха. При этом петух жив и здоров, а вот тушки уток лежат на столе, готовые к разделке. В одном из горшков в прилавке археологи обнаружили следы блюда, которое подавали в этом заведении в последний день Помпей.

Судя по свиным, козьим, рыбьим и (надо же!) утиным косточкам, а также остаткам наземных улиток, наваристое должно было быть кушанье.

Рядом с птицами в отдельной рамке художник поместил изображение пса. Крупная чёрная собака с вытянутой мордой и острыми ушами в ошейнике привязана за поводок у стены. Она довольно упитанна и не выглядит несчастной. Похоже, художник знал модель или, по крайней мере, нередко видел таких собак. Пёс написан в несколько импрессионистской манере – широкими мазками он запечатлен со слегка приоткрытой пастью переминающимся с лапу на лапу. И вновь историческая реальность идёт рука об руку с искусством: в углу термополия археологи раскопали полный скелет собачки. В отличие от нарисованного, этот пёс был собакой-компаньоном типа левретки.

И последняя картина на прилавке была явно самой представительной. Во-первых, она занимала бОльшую по сравнению с остальными площадь. Во-вторых, её сюжет вообще не связан с заведением общественного питания. На фоне насыщенного синего цвета изображена сидящая верхом на морском коне-гиппокампе водная нимфа-нереида. В левой руке она держит золотую лиру. Всадницу сопровождают две рыбы.

Кто знает, что значила для хозяина термополия эта картина. Может быть, она была связана с названием заведения, или он просто любил море. А может быть, харчевня была знаменита подачей блюд из морепродуктов и местных рыб. В любом случае, на украшение торгового зала своего скромного «фастфуда» он явно не поскупился, и эти фрески наверняка имели успех у публики. Спустя две с лишним тысячи лет оценить их предстоит современным посетителям археологического парка Помпей.

Юлли Улетова.

наверх