Новый президент Ирана Эбрахим Раиси провел свою первую пресс-конференцию в качестве главы государства с участием местных и зарубежных СМИ. В рамках беседы с журналистами он ответил на ряд вопросов, демонстрирующих его отношение к ключевым проблемам страны и международной повестки, что позволяет оценить перспективы дальнейшего пути Исламской Республики.
Внутренняя политика
«Я буду верен своему обещанию служить людям», — заявил иранский президент.
По его словам, новая администрация будет работать над изменением ситуации в Иране. В этом направлении Раиси определил несколько ключевых пунктов: борьба с коррупцией, искоренение бедности, пресечение дискриминации, социально-экономические реформы.
Новый лидер рассчитывает добиться внутреннего баланса через обновление и оптимизацию административной системы, которая теперь будет сильнее контролироваться антикоррупционными структурами.
Вопреки ожиданиям консервативного подхода, Эбрахим Раиси отметил, что теперь правительство будет формироваться не с расчетом на принадлежность к конкретной политической фракции, а исходя из народного доверия к будущим министрам. Все разногласия будут решаться посредством компромисса, а не исключения оппозиционных властям сил из политической жизни страны.
«Руководители правительства патриотичны и озабочены решением проблем народа. Каждый, кто любит людей и революцию, будет нашим партнером», — сообщил глава Ирана.
Внешняя политика
Дипломатическая работа Ирана, по плану нового лидера, должна стать многовекторной.
Ядерная сделка
В противовес предыдущему президенту Хасану Роухани, под конец своего срока сконцентрировавшемуся на возвращении Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), администрация Раиси планирует параллельно работать сразу по нескольким направлениям.
«На сегодняшний день политика максимального давления на Иран не сработала. Наши противники должны знать, что внешняя политика нашего правительства не начинается с СВПД и не заканчивается СВПД. Мы будем и дальше взаимодействовать со всеми странами, а приоритетом будут переговоры, которые служат национальным интересам», — сказал президент.
При этом иранский лидер отметил, что это не означает прекращения консультаций о возвращении ядерной сделки, эту дипломатическую работу Раиси намерен довести до конца, хоть пока и не планирует встречаться с главой США Джо Байденом.
Антизападный настрой властей сохраняется, а в ряде вопросов Тегеран будет занимать более жесткую позицию, однако это вовсе не значит, что страна будет закрыта для дипломатии. Новые власти намерены добиваться общения на равных, чтобы любые возможные переговоры соответствовали национальным интересам.
Если оценивать с этой позиции СВПД, то сейчас одним из ключевых требований иранской стороны на ряду со снятием санкций является получение от Вашингтона письменной гарантии того, что следующие правительства США не станут в одностороннем порядке выходить из соглашения, как ранее это сделал экс-президент Дональд Трамп.
Администрация Байдена признает, что это логичное условие, однако затруднительное с точки зрения американского законодательства.
Тем не менее Белый дом находится в поисках какого-то компромисса по этому вопросу. Ранее официальный представитель США заявлял о том, что Вашингтон хочет вернуть соглашение еще до того, как новое иранское правительство вступит в полномочия. Тегеран, впрочем, отказался проводить новые консультации до этого момента.
Вряд ли можно рассчитывать, что Иран при новом руководстве станет отступать от своих требований. К тому же Эбрахим Раиси на пресс-конференции отметил, что не намерен ограничивать национальную программу разработки баллистических ракет, против которой выступает американская сторона. Также он решительно отверг перспективу обсуждения с западными странами региональной политики Тегерана, включающей как поддержку повстанческих группировок в других странах, так и отношения с соседними государствами.
Добрососедство
Эбрахим Раиси отметил необходимость стабилизации обстановки в ближневосточном регионе.
В рамках этого, в частности, Иран не откажется от диалога и продолжит начатую ранее инициативу мирных переговоров с Саудовской Аравией, что в ближайшей перспективе не исключает официального восстановления дипломатических отношений.
При этом он, впрочем, акцентировал внимание на йеменском конфликте, который в последние годы является одним из камней преткновения в отношениях Тегерана и Эр-Рияда, поскольку они поддерживают противоборствующие стороны. Иран помогает хуситам из движения «Ансар Аллах», тогда как Саудовская Аравия и возглавляемая ею Арабская коалиция — силы официального президента Мансура Хади.
«Саудовская Аравия должна прекратить вмешательство в дела Йемена как можно скорее. Война в этой стране должна быть окончена», — отметил на пресс-конференции президент.
Он подчеркнул, что внутренние разногласия в стране должны разрешиться между самими йеменцами, без элемента внешнего управления этими процессами.
Поиск надежных друзей
В рамках других внешнеполитических инициатив Раиси особо отметил вопрос укрепления отношений с Китаем.
В частности, он одобрительно отозвался о подписанном в марте 2021 года 25-летнем соглашении о сотрудничестве в политической, стратегической и экономической сферах. Президент выразил намерения укреплять дружественные связи и поддерживать соответствующие проекты, так что этот договор останется одним из внешнеполитических приоритетов Тегерана.
Сейчас Китай является крупнейшим торговым партнером Ирана и основным потребителем его нефти. Пекин, в свою очередь, активно наращивает геополитическое влияние в ближневосточном регионе, продвигая различные экономические проекты в качестве «мягкой силы» страны.
Также партнерство между двумя странами укрепляет общий интерес в противостоянии давлению западных стран. При этом Китай является одной из сторон ядерной сделки, так что его участие в переговорном процессе по возвращению СВПД может помочь в достижении благоприятного результата проходящих сейчас переговоров.
Эбрахим Раиси был избран 13-м президентом Ирана 19 июня. Его поддержали свыше 17,9 млн из 28,9 млн проголосовавших граждан. В избирательной гонке он обошел трех других кандидатов: Мохсена Резаи, Абдула Насера Хеммати и Амир-Хоссейна Газизаде Хашеми. Раиси считался главным фаворитом с самого начала предвыборной кампании.
Свежие комментарии