В 2018 году, согласно появившейся в октябре 2019 года статистике, Россия сохранила относительно высокий уровень финансирования программ в сфере содействия международному развитию. По-прежнему большая доля (63%) российской помощи предоставляется на двусторонней основе, а крупнейшими получателями остаются Куба, КНДР, Киргизия, Таджикистан.
Более того, помимо прямой помощи, российская сторона финансирует эти страны и в рамках сотрудничества с международными организациями. Распределение помощи в 2018 году было в основном связано со здравоохранением и продовольственной безопасностью, а также со списанием долговых обязательств, объем которых превысил $400 млн.Содействие Российской Федерации международному развитию в 2018 году. В 2018 году Россия продолжила осуществлять проекты, связанные с предоставлением экономической помощи развивающимся странам на сумму 999,08 млн долл. Это сопоставимо с предыдущим периодом (2015, 2016 и 2017 гг.), когда финансирование превышало 1 млрд долл. в год (рис. 1). Необходимо отметить, что предоставленная помощь связана с решением социально-экономических проблем и не касается вопросов военных и иных сфер сотрудничества (Official Development Assistance. Definition and Coverage. OECD).
1. Официальная помощь развитию, предоставленная Российской Федерацией в 2005–2018 гг.
Источник: составлено на основе данных Комитета содействия развитию (КСР) ОЭСР и Минфина России.
Крупнейшим направлением российского содействия международному развитию (СМР) в 2018 г., как и в предшествующие годы, оставалось списание долговых обязательств зарубежных стран, объем которого составил 418,03 млн долл. В частности, в феврале 2018 г. был ратифицирован протокол, предусматривающий списание долга Киргизии в размере 240 млн долл. (рис. 2). Более того, в рамках форума "Россия-Африка" в октябре 2019 г. было заявлено о списании остатка долга Эфиопии перед Россией в размере 163,6 млн долл. по схеме "долг в обмен на развитие". Всего Россия списала странам Африки более 20 млрд долл.
2. Распределение российской помощи развитию по секторам в 2018 г., млн долл.
Источник: составлено авторами на основе данных КСР ОЭСР и Минфина России.
Другими крупнейшими направлениями финансирования СМР Россией в мире попрежнему были здравоохранение и продовольственная безопасность, на развитие которых было выделено 34,36 и 42,04 млн долл. соответственно.
Традиционным и крупнейшим направлением для России стало финансирование программ экономической помощи через двусторонние проекты (628,16 млн долл.). При этом в 2018 г. многосторонняя помощь составила 37% от общего объема официальной помощи развитию (ОПР) (рис. 3). (Подробнее данный аспект будет рассмотрен ниже.)
3. Двусторонняя и многосторонняя помощь со стороны России
Источник: составлено на основе данных КСР ОЭСР и Минфина России.
Высоким остается уровень финансирования институтов ООН, который в 2018 г. составил 104,71 млн долл. (табл. 1). К примеру, в конце января 2018 г. Россия выделила Управлению ООН по контртерроризму 2 млн долл. для борьбы с международным террором. С 2019 г. Россия планирует ежегодно направлять по 500 тыс. долл. на поддержание работы этого управления в целях оказания помощи государствам, подверженным террористическим угрозам3. Что касается Программы развития ООН, то в 2018 г. Россия завершила реализацию 4-х проектов в рамках Рамочного соглашения о партнерстве на общую сумму свыше 3,6 млн долл. Были реализованы проекты в сфере борьбы с чрезвычайными ситуациями, здравоохранения, торговли, образования (включая такие страны, как Белоруссию и Таджикистан).
Более половины ресурсов многостороннего финансирования направляется в региональные банки развития (225,12 млн долл.). В частности, кумулятивный объем российского портфеля в Евразийском банке развития составил 3,5 млрд долл., что превышает 42% общего объема финансирования банка (Инвестпортфель ЕАБР. Россия, 2019).
Таблица 1. Объем финансового участия России в международных институтах развития в 2017 г., млн долл.
Международный институт | Объем финансового участия России |
Институты ООН | 104,71 |
Институты Всемирного банка (МАР, МБРР, МФК, МАГИ) | 16,14 |
Региональные банки развития | 225,12 |
Монреальский протокол | 7,95 |
Другие международные институты | 17,01 |
Всего | 370,92 |
Источник: составлено на основе данных КСР ОЭСР и Минфина России.
Двусторонняя помощь
География двусторонних проектов включает главным образом страны СНГ, Африки и Латинской Америки (таблица 2). Традиционными получателями российской помощи на двусторонней основе в 2018 г. оставались Армения, Киргизия, Куба, КНДР, Сирия, Таджикистан.
В январе 2018 г. российская сторона предоставила 2,8 т гуманитарного груза жителям населенного пункта Карфа в сирийской провинции Даръа. Помощь была направлена более чем 400 семей беженцев. Российское правительство активно сотрудничало со странами Средней Азии. В Таджикистан было направлено 11,48 млн долл., из них 7 млн пришлось на гуманитарную помощь.
Российское правительство в 2018 г. выделило более 10 млн долл. Кубе в целях восстановления золотого покрытия купола Капитолия в Гаване. Данная категория финансирования стала возможной для учета в качестве ОПР после реформы статистической системы Комитета содействия развитию ОЭСР. Теперь такого рода категория финансирования учитывается в качестве официальной помощи развитию. Новые определения и подходы к учету помощи развитию
С 2019 г. Комитет содействия развитию ОЭСР ввел новый подход к учету помощи развитию. Основные изменения связаны с использованием статистики грант-эквивалента (если текущая стоимость будущих возвратов по кредиту ниже, чем сумма кредита, то разница представляет собой "грант-эквивалент") при учете займов как вида ОПР. До недавнего времени гранты и займы оценивались одинаково: регистрировали потоки направленных денежных средств (или номинальную стоимость займов), предоставленных развивающимся странам, за вычетом любых выплат по кредитам. Этот метод использовался для получения данных об официальной помощи развитию до 2018 г. Новый подход отражает более реалистичное сопоставление кредитов и грантов.
Были внесены уточнения при учете расходов на обеспечение безопасности и предоставление помощи беженцам. Согласно изменениям, к ОПР относятся только те расходы, которые связаны с обучением военнослужащих из стран-партнеров. По новым правилам, к расходам на беженцев относят также и траты на содержание просителей убежища, но исключают средства, направленные на интеграцию беженцев в экономику принимающих стран (In-donor refugee costs in ODA. DAC OECD official web site).
Правительство РФ внесло поправки в статью 122 "Внешние долговые требования Российской Федерации" Бюджетного кодекса (Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ). В частности, были введены новые определения, такие как "официальное содействие развитию", "государственный финансовый кредит", "государственный экспортный кредит". Данные нововведения позволят повысить транспарентность финансирования российских программ в сфере СМР, а также укрепить дисциплину их исполнения. Законодательное закрепление механизмов финансирования позволит развивать отечественную систему заключения контрактов на представление помощи, улучшать систему сбора данных и отчетности, особенно по линии двусторонних программ. Использование двусторонних каналов финансирования позволяет придать программам экономической помощи целевой и адресно-ориентированный характер, что будет способствовать более эффективному продвижению российских национальных интересов и решению проблем в странах-реципиентах. К примеру, техническая помощь в сфере сельского хозяйства и энергетики может способствовать росту экспорта российских производителей.
Зайцев Юрий
старший научный сотрудник, и Кнобель Александр, заведующий
Лаборатория исследований международной торговли ИПЭИ РАНХиГС
Свежие комментарии