На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 127 подписчиков

Свежие комментарии

  • Stanislav Abaydulin
    Почему бы нет , если хотят пусть принимают гражданство , но на условиях что прописаны в конституции РФ , если призывн...Арестович* расска...
  • Светлана Зуева
    Всех на фронт,в окопы на фарш!!! Особливо тех,кто так рьяно просит военной помощи!Итальянский журна...
  • Eduard
    Требуйте,так отправьте их бандеролью на фронт!Итальянский журна...

Возьмем дрожжей на три копейки... Вспомним, что, сколько стоило?

Мы уже привыкли к этой беспокойной соседке по имени Инфляция. Уже никто не делает большие глаза, когда в магазине вдруг обнаруживает, что творожный сырок, к примеру, неожиданно вырос в цене на 3-4 рубля. Сегодня уже мало кто вспоминает, что 25-40 рублей, которые мы платим за буханку хлеба, это 25-40 тысяч неденоминированных рублей. Интересно, помнит ли кто-нибудь сколько стоила эта же буханка хлеба в 1997 году. А сколько стоил фунт (409,5 грамма) хлеба в дореволюционной Москве?

Продукты

Нашел в интернете данные по продовольственным ценам в Царевококшайске (Йошкар-Ола) в 1903 году. Можно предположить, что эти цены не слишком разнились друг от друга. Итак, фунт печеного ржаного хлеба тогда стоил 2 копейки, пшеничного – 2-3 копейки. В Советском Союзе долгое время мерилом благополучия считалась колбаса – на всех ее всегда не хватало, и с прилавков она исчезала моментально. Так что жители страны Советов вполне были готовы покупать (да и покупали) мясные продукты по кооперативным ценам. В дореволюционной России к мясу тоже относились почтительно, наши предки различали в мясе грудину, кострец, огузок, лопатку, тонкий край, почки и прочие подробности. Один фунт грудины, согласно «Запискам по курсу кулинарной школы», изданной в начале 20-го века, стоил 22 копейки в Санкт-Петербурге, и около 8 копеек на периферии империи. А фунт севрюги, если кто помнит о существовании такой рыбы, стоил целых 45 копеек.

Не хлебом единым

Что же поговорим о пище духовной. Вот я рассматриваю на компьютере фотографию рекламного объявления Большого театра. Самый дорогой билет стоимостью в 31 рубль 50 копеек продавался в бельэтаж ложи бенуара. Самое забавное, оперные спектакли тогда различались на утренние, обыкновенные и возвышенные. Самыми дорогими были возвышенные, самыми дешевыми – соответственно были утренники. Самый дешевый билет на утренник в галерею 1-го ряда стоил 30 копеек, на которые можно было купить 3 пачки папирос «Зефир», пять раз прокатиться на московском трамвае, или один раз проехаться 3-им классом на пароходе по маршруту Санкт-Петербург – Кронштадт.

Квартирный вопрос

Для меня было забавным узнать, что в том же Царевококшайске квартиры на малые и средние подразделялись по следующим критериям: большие квартиры начинались от пятикомнатных, и их найм стоил в год 200-300 рублей в год; малыми квартирами считались жилища в 2-3 комнаты и обходились арендаторам в 24-60 рублей. Здесь необходимо помнить, что большая часть подданных Российской империи проживало не в квартирах, а в собственных домовладениях.

Зарплаты

В 1913 году в России среднемесячная заработная плата работников, занятых в промышленности, в рублях по золотому паритету составляла 24,2 рубля. Но квалифицированный рабочий-токарь на санкт-петербургском металлургическом заводе, к примеру, в то время получал до 120 рублей. Для сравнения, поручик армии довольствовался 80 рублями в месяц, учитель гимназии зарабатывал 35-50 рублей, а депутат Государственной Думы в 1906 году от государства получал 350 целковых.

Буханка хлеба и фунт изюма

Когда-то они стоили одинаково. Правда, в разные исторические времена. И если про буханку черного стоимостью в 16 копеек я помню еще из своего собственного опыта, то про стоимость дореволюционного фунта изюма я узнал из издания «Записок по курсу кулинарной школы», отпечатанного в начале прошлого века. Действительно в 1907-м он тоже стоил 16 копеек.

И если в первом случае цена нам сигнализирует о дешевизне, то во втором – даже о некоторой элитарности южного продукта. Ведь за эти же деньги вполне можно было приобрести 2 фунта (819 грамм) грудинки. То есть, если перенести эти масштабы на сегодняшний паритет цен, то сейчас 409,5 грамма (столько весил фунт) изюма стоили бы около 300 рублей. Несомненно, дороже нынешних цен раза в четыре. А вот если мы на эту шкалу наложим еще и величину средней зарплаты, то обнаружим, что в 1907 году этот фунт изюма составлял 1/151 от средней зарплаты работников, занятых в промышленности (24 рубля 50 копеек), а сегодняшний фунт изюма обходится нам в 1/262 часть нашей зарплаты. Дешевле, но уже не в разы.

Воспоминание о 90-х

На самом деле, нашему сознанию пришлось пройти через довольно мучительный процесс отказа от постоянности цен. В тех же «Записках по курсу кулинарной школы» была чудная фраза, свидетельствовавшая о том, насколько россияне иногда привыкали к ценовой стабильности. Так, в одном из рецептов говорилось: «Возьмем дрожжей на три копейки…». Точно так же в советское время мы были уверены, что литр молока обязательно будет стоить 20 копеек, стакан газированной воды – 3 копейки, а спички – копейку. Эта уверенность была сбита галопирующей инфляцией начала 90-х. Иногда даже ценники в магазинах менялись в течение дня. И вот ведь какая странность – сегодня уже мало кто вспомнит, что и сколько стоило в те годы. Хорошо, что мне попался на глаза дневник простой жительницы одного из уральских городков, в котором она скрупулезно фиксировала цены в магазинах и получаемые ею зарплаты. На всякий случай приведу эти записи, чтобы было понятно, откуда мы ушли:

«13 января 1992 года. Со 2 января все цены отпущены, свободные. С продуктами плохо. Молоко, хлеб и крупы подорожали. Хлеб - от 1 рубля 80 копеек до 3 рублей 60 копеек, литр молока - 1 рубль 50 копеек, сметана - 68 рублей килограмм. Никто не берёт. Зарплату не повысили».
«13 ноября 1992. Получили на семью ваучеры. Всё дорожает. Хлеб - 19-20 рублей, сахар - 155 рублей килограмм, масло сливочное - 330-350 рублей. Одежда - десятки тысяч. Сапоги - 8-12 тысяч. Моя зарплата 5 тысяч, муж принёс за октябрь 15 тысяч».
«7 июля 1994. Получила отпускные 362 тысячи. Дочери срочно надо зимнее пальто - 200 тысяч, мне плащ - 140 тысяч, сыну сапоги - 65-70 тысяч. Муж ещё не получил зарплату за июнь. Как жить? Хлеб белый - 420 рублей, черный - 380, колбаса - 7-11 тысяч, сахар - 700».
Поэтому сегодня на маневры наших цен я смотрю уже спокойно – есть с чем сравнивать. Кстати, если сегодняшнюю среднюю зарплату по нашей республике попытаться увидеть через сравнение нынешних цен и доперестроечных, то она будет соответствовать 150-160 рублям, то есть средней зарплате советских граждан за 1979 год.
Вот такой фунт изюма приключился с нами в XXI веке.

Владимир ГЛИНСКИЙ.

Картина дня

наверх