На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 138 подписчиков

Свежие комментарии

  • igor kim
    Хорошо бы из пяти регионов, включая Харьков, а еще лучше все левобережье Днепра включить в состав России и провести п...Путин и Орбан выс...
  • Вовладар Даров
    Нечего валить вину на кого то, коль у самого нос в говне!Секретарь Совбеза...
  • Вовладар Даров
    Да не ему решать будет или не будет, народ решит!!!!Шольц: возврата Г...

ВВП: временная передышка

По оценкам МЭР, во втором квартале по отношению к первому российский ВВП не вырос, но и не упал. Получив с учетом этого рост по итогам первого полугодия чуть больше 1%, правительство готово улучшить прогноз на 2014 год на несколько десятых процентного пункта. (Текущий прогноз роста ВВП на 2014 год – 0,5%).

Никакого особого оптимизма, впрочем, здесь нет, это скорее передышка - экономика все равно остается в сценарии стагнации со всем набором старых и новых рисков.

Инфляционный фон, несмотря на повышение ставок Центральным банком, остается повышенным. По состоянию на середину года эффект от девальвации прибавил к среднегодовой инфляции 1,6 п.п., и по итогам июля она может составить 7,5%. А вот обратный эффект от последовавшего затем укрепления рубля пока не проявился. В пользу замедления роста инфляции выступает рекордно низкая индексация тарифов, запланированная в этом году, и замедление роста или снижение спроса на отдельные группы непродовольственных товаров (так продажи автомобилей упали в июне на 17% г/г). Но, в целом, инфляционные ожидания остаются достаточно высокими и продолжают негативно влиять на инвестиционную активность.Правительство надеется, что снижение политической напряженности после официального отказа России от применения силы на Украине уже в ближайшее время приведет к оживлению роста инвестиций, однако аргументов в пользу такого сценария мало. Хотя формальные санкции против секторов экономики России не объявлены, крупные российские компании ощущают неформальные ограничения на привлечение зарубежного финансирования, а погашать долги за счет собственных внутренних резервов и одновременно инвестировать они вряд ли в состоянии. Разве что за счет сокращения доли прибыли, перечисляемой в бюджет (Роснефть), что означает дыру в бюджете, или за счет планов опережающего повышения тарифов (Газпром, РЖД), что означает дополнительные издержки предприятий и населения.

Стабилизация платежного баланса, обеспечившая коррекцию курса рубля, на наш взгляд, является временной. Несмотря на то, что сальдо текущего счета во втором квартале достигло 17 млрд. долл. ни рост экспорта, ни снижение импорта, обеспечившие его, не являются устойчивыми.Что касается экспорта, то его рост был целиком обеспечен топливной составляющей (как за счет цен, так и за счет объемов). Благоприятную для России конъюнктуру обеспечило обострение ситуации на Ближнем Востоке, а это временный фактор. В то же время нетопливная составляющая российского экспорта, по-прежнему не растет. Что же касается падения импорта, то оно, по нашим оценкам, было в большей степени связано с падением инвестиционного спроса, чем с эффектом от девальвации. Учитывая все это, а также сохранение высоких ожиданий по оттоку капитала нынешняя передышка для курса рубля представляется временной, и, похоже, до конца года он еще раз испытает давление, связанное со снижением СТО.

Примерно так же, как временную стабилизацию, можно охарактеризовать и текущую ситуацию с российским бюджетом. Федеральный бюджет имеет текущий профицит благодаря дополнительным поступлениям нефтегазовых доходов, региональные бюджеты имеют его лишь благодаря смещению расходов к концу года. Среднесрочные дисбалансы между возросшими бюджетными обязательствами и относительным снижением доходов никуда не исчезли. На уровне регионов дефицит по итогам 2014 года даже по консервативным оценкам приблизится к 900 млрд. руб., в 2015 году при сохранении статус кво ситуация будет не лучше. На уровне федерального бюджета с учетом накопленных резервов проблемы проявятся немного позднее. Исходя из ОНБП и текущих обсуждений из трех возможных вариантов балансировки бюджета (снижение расходов, повышение доходов, рост дефицита) главным выбрано повышение налогов, сначала на уровне регионов и ФОМС, а после 2018 года и на федеральном уровне. Похоже, что впереди Россию ждут трудные времена.

Фото: Shutterstock.com

Картина дня

наверх