Изменение курса рубля повлияло не только на экономические показатели компаний, но и на уровень доходов топ-менеджеров и генеральных директоров.
Как реагировать на девальвацию рубля - вопрос, занимающий сегодня не только финансовых аналитиков. Это предмет стратегических размышлений руководства российских компаний, даже крупнейших на рынке, которым, казалось бы, можно беспокоиться меньше других.
Это и головная боль кадровых служб больших корпораций, которые поставлены перед необходимостью корректировки компенсационной политики в кризисный период - им нужно оптимизировать затраты, при этом сохраняя мотивацию персонала и предупреждая отток ценных кадров.Генеральные директора и топ-менеджеры с их немалыми компенсациями - серьезная статья кадровых бюджетов. Они же и важный управленческий ресурс, от которого существенно зависит положение и успех компании на рынке, особенно на фоне кризисной экономики. Поэтому задача, которую решают сейчас департаменты кадров крупных отечественных компаний - как быть с зарплатами своего руководства и топ-менеджмента. И, конечно, всех интересует, как в этой ситуации поступают другие организации.
Что предпринимают российские корпорации, чтобы адаптировать корпоративную компенсационную политику к условиям кризисной экономики? Ответить на этот вопрос решили в Спенсер Стюарт, одной из наиболее авторитетных международных компаний по подбору и оценке членов советов директоров и топ-менеджмента. Компания провела исследование среди генеральных директоров, председателей комитетов по вознаграждениям и назначениям советов директоров, директоров по персоналу 28 из 50 крупнейших российских компаний по списку "Эксперт-400".
Российские корпорации предпочитают не зависеть от валютных перипетий, выяснилось в ходе опроса. 87% компаний-респондентов не планируют корректировать компенсации топ-менеджмента в связи с колебаниями курса валют.
При этом более половины компаний ежегодно пересматривают заработную плату генеральных директоров и их прямых подчиненных. Но в конце 2014 - начале 2015 года большинство (69%) опрошенных компаний сохранили рублевое вознаграждение топ-менеджеров на прежнем уровне, а 4% снизили его. И лишь немногим более четверти компаний увеличили зарплату своих руководителей.
Сохранили компенсации высшего менеджмента в Группе "ЧТПЗ", где произвели только точечные повышения в связи с расширением полномочий, но не инфляцией или девальвацией. Осталось прежним и фиксированное вознаграждение руководителей Альфа-банка, однако была увеличена программа долгосрочного стимулирования, ориентированная на рост акционерной стоимости.
Повысили вознаграждение своих руководителей 58% компаний, где выросли ключевые показатели эффективности бизнеса (КПЭ). Так поступили, в частности, в группе ВТБ, где зарплату и премии менеджеров высшего звена привязали к выполнению КПЭ, включенных в долгосрочную программу развития банка. А 42% компаний все же компенсировали руководству рост инфляции и девальвацию рубля.
В итоге, 73% крупнейших российских компаний сохранили или понизили заработную плату своих генеральных директоров, тогда как 27% увеличили компенсацию руководителей. В последних, зарплаты руководителей выросли от 10% до максимального значения в 30%.
Иначе выглядит картина изменения компенсаций прямых подчиненных генеральных директоров. Похоже, что топ-менеджеры крупных российских компаний оказались в лучшей ситуации, чем их руководители. Компаний, увеличивших зарплаты топ-менеджерам, оказалось более чем в два раза больше, чем тех, кто повысил жалованье генеральным директорам.
Так, 56% компаний-респондентов в конце 2014 - начале 2015 года повысили компенсацию прямым подчиненным генерального директора. 42% процента из них провели повышения выборочно, а 12% - всем подчиненным генерального директора. Главная цель повышений зарплат топ-менеджерам - удержание сотрудников, признались более половины компаний, а 11%все же решили компенсировать инфляцию.
Почти половина компаний (44%), решивших пересмотреть зарплаты своих топ- менеджеров, провели повышение в 11-15%. Интересно, что одинаковое количество компаний (11%) провели минимальную индексацию в 1-10% и столько же - максимальную в 31-50%.
В итоге, процент увеличения вознаграждения топ-менеджеров в среднем оказался больше, чем рост зарплат самих руководителей компаний.
И это еще не все. Выяснилось, что в кризисных условиях корпорации стали пересматривать размеры выплат топ-менеджерам на случай увольнения. Практически во всех госкорпорациях проводится сокращение объемов "золотых парашютов" менеджеров, признаются в группе ВТБ.
Итак, какие выводы? Все говорит о том, что кризис кризисом, но рынок жив, а его крупные игроки, несмотря на свои размеры, гибки и способны на оперативные изменения. По мнению управляющего российским офисом Спенсер Стюарт Ярослава Глазунова, исследование влияния девальвации рубля на зарплаты руководителей демонстрирует высокую адаптивность российских корпораций в кризисных условиях. Конечно, у каждой организации свои КПЭ и подходы в сфере компенсационной политики. Но в целом очевидно, что российские компании готовы к любым переменам и демонстрируют устойчивость в общей картине нестабильного рынка.
Материал подготовлен на основе данных исследования Спенсер Стюарт, авторитетной международной компании по поиску и оценке генеральных директоров, членов советов директоров и топ-менеджмента со специализированными отраслевыми практиками.
Автор: Елена Артемьева
Фото: Sergey Ivanov /123rf.com
Свежие комментарии