На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 247 подписчиков

Свежие комментарии

  • vitaly yanushkevich
    Если бы не СССР, то вся Европа говорила бы на немецком, только РУССКИЙ СОЛДАТ спас Европу от этого, своей кровью, сво...Пресс-секретарь Т...
  • Елена Львовна
    А ведь он прав. Бабы в современной политике очень воинственны и злобныВедьмы на метлах:...
  • vitaly yanushkevich
    Ну и зачем этих блядей в плен брать? Стрелять на месте.Очевидец сообщил,...

Платите налоги за рубежом? Тогда мы придем к Вам!

Специалисты Академии народного хозяйства и госслужбы предложили взыскивать подоходный налог с граждан РФ, живущих за границей.

Предложение РАНХиГС о распространении подоходного налога на доходы, которые получают россияне за рубежом, кажется довольно интересным. Уплата налогов на совокупные доходы физических лиц в России осуществляется на основе принципа резидентства.

Граждане, которые живут за рубежом более полугода, не являются налоговыми резидентами России и не платят налогов с полученных за ее пределами доходов.

В мировой практике применяются и другие подходы для определения налогового резидентства, предусмотренные внутренними правовыми нормами соответствующих юрисдикций. Наиболее часто, как в отдельности, так и в сочетании, используются следующие критерии определения налогового резидентства физических лиц:

  • постоянное пребывание в стране в течение определенного срока (применяется во многих европейских странах, в том числе в Австрии, Венгрии, Дании, Ирландии, Испании, Норвегии, Польше, и др., в том числе и в России);
  • местонахождение в стране постоянного жилища (применяется в Германии, Нидерландах, Швейцарии);
  • наличие на данной фискальной территории центра жизненных интересов, т.е. личных и экономических интересов, свидетельствующих о том, что налогоплательщик «привязан» сильнее всего именно к данной фискальной территории, включая намерения являться ее налоговым резидентом (применяется во Франции, Бельгии, частично в Италии);
  • гражданство или национальная принадлежность (применяется в немногих странах, среди которых США, Болгария, Филиппины).

Таким образом, в мировой практике накоплен значительный опыт применения различных критериев определения налогового резидентства физических лиц. Предложение РАНХиГС соответствует американской практике. В случае ее принятия налогообложению будут подлежать все доходы, полученные россиянами за рубежом: дивиденды, процентный доход, доходы от реализации акций или недвижимости, доходы от лекций, консультаций и другие.

Помимо соответствия мировой практике, в пользу такого решения можно привести и другие весомые аргументы. Во-первых, решение является очередным шагом, направленным на деофшоризацию российской экономики. Во-вторых, решение позволяет повысить объем сборов по НДФЛ, который является одним из бюджетообразующих налогов. С учетом объемов финансовых потоков, которые идут через оффшоры в целях налоговой оптимизации, а также деловой активности россиян за рубежом, можно прогнозировать, что речь может идти о довольно существенных для бюджета суммах при условиях обеспечения их собираемости.

Основным аргументом против решения является выявление полученных за рубежом доходов россиян и обеспечение собираемости налога. На текущий момент следует признать, что Россия не готова к администрированию НДФЛ россиян, проживающих и получающих доход за рубежом, поскольку такая информация находится за пределами российской юрисдикции. Более того, новые правила фактически потребуют создания в России американского аналога FATCA (закон о налогообложении иностранных счетов США). Согласно такому закону, иностранные банки, работающие с российскими налогоплательщиками, будут обязаны контролировать наличие средств на счетах и предоставлять сведения о них уполномоченному государственному органу на основе специальных соглашений. Для России создание такой системы с банками США и ряда других стран выглядит довольно проблематично, геополитическая конфронтация и санкции еще более усугубляют проблему.

Таким образом, можно заключить, что принятие правительством такого решения было бы вполне логичным и правильным шагом, учитывая его потенциальное позитивное влияние на такие важные для российской экономики задачи, как сдерживание вывода капитала из России и деофшоризация экономики. Тем не менее, на текущий момент вопрос о реализуемости предложений выглядит проблематично, поскольку  а подготовку к его реализации необходимо 2-3 года.

Оптимальным  механизмом для этого может быть создание межведомственной группы при ФНС с участием заинтересованных ведомств, которая обеспечит проработку вопроса и сформирует пакет предложений, необходимых для обеспечения реализации новых правил. На практике для этого требуется поручение из администрации Президента РФ или премьера. По результатам работы межведомственной группы Правительство РФ может принять уже окончательное решение о целесообразности и сроках введения таких предложений.

Возможно, аналог FATCA следует создавать поэтапно в рамках экономических союзов, участником которых является Россия, а также с некоторыми оффшорными юрисдикциями. В любом случае, невозможность быстрого внедрения новых правил, не означает, что от них следует отказаться совсем.

Автор: Андрей Солодовников, старший менеджер по проектам ООО «Нексиа Пачоли Консалтинг»

Фото Shutterstock

наверх