На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 124 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Витковский
    Мамашка, опоросившая данную падаль, так же должна пойти в стадо к степке-сопле, все мразь- туда.Мать убитой военн...
  • Eduard
    Все украинцы русский знают,это их и спасает! А мова язык незаконеый,это переработка с русского,тоесть плагиат!«Замечательная ду...
  • Eduard
    Отправьте эту стерву на фронт,а оттуда на кладбище!«Замечательная ду...

Что выкинули из школьной программы по литературе за последние 25 лет

Какие книги больше не читают школьники? А что добавили и почему? Давайте посмотрим чему учат наших детей, а мы этих авторов и не знали.  Давайте сравним наши воспоминания и посмотрим что читают современные школьники и не читали мы, и наоборот.

Литература всегда была отражением настроений в обществе. Например, вы знали что в 30-х - 40-х годах прошлого века в школьной программе заменили "Анну Каренину" на "Войну и мир". Обосновывалось это тем, что важнее не личные переживания, а общественное благо. Достоевского в это же время совсем убрали из школьной программы. Не укладывался Федор Михайлович со своим отношением к революции в новые рамки.

А теперь посмотрим как изменился список литературы в наше время. Так как это был мой любимый предмет, хорошо помню все что мы проходили в школе. Сравню его с тем, что есть в школьной программе сейчас.

5-7 класс

В программе обязательного чтения больше нет "Денискиных рассказов" Драгунского и "Тимур и его команда" Аркадия Гайдара. Зато появились А. Платонов «Никита» и В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Если сравнивать книгу Гайдара и Астафьева, то коллективный подвиг и труд заменили на личный. Тимур был с командой, Васютка помог всем один. Еще одну книгу Астафьева нашла в списке литературы 6 класса «Конь с розовой гривой», мне даже интересно стало почему Астафьева стало так много в школьной программе. А вот "Сын полка" Катаева убрали.

Так же вместо книг Максима Горького о трудном детстве, теперь читают книги Распутина. Например «Уроки  французского». Горького стало гораздо меньше, впрочем, его "Детство" программе осталось, зато нет "Песни о Буревестнике". Я даже помню как в школе нам рассказывали, что это книга о свободе. Цитата из другого произведения Горького: "Рожденный ползать летать не может". В 7 классе нашла еще 2 книги Платонова «Юшка» и «В прекрасном и яростном мире», а вот "Трех Толстяков" Олеши больше не проходят (да простят меня учителя, которые пишут что их и не было). Мы читали в школе эту великолепную книгу. Проспер, кукла... Современные дети меня даже не поймут. В списке зарубежной литературы удивил Рэй Бредбери "Каникулы". Почему именно эта книга?

В целом могу сказать что все книги, воспевающие революционный подвиг, борьбу, а так же коллектив и сплоченность из школьной программы убрали. Вместо них пришли книги о личном успехе или трагедии. О жизни и ценности семьи (те же "Каникулы" Брэдбери).

8-11 класс

Тут самое интересное. Так как образ мыслей, поступков осознание себя в обществе закладывается именно в этом возрасте. Давайте посмотрим как изменился список литературы с моего времени.

Снова Платонов и Астафьев. Такое чувство, что это главные авторы современности. Я Платонова изучала в университете. Честно скажу не люблю я его. "Котлован" вообще считаю ужасной книгой, что и пыталась доказать на экзамены своему педагогу. Не оценил, но дискуссия была интересная. Зачем его столько в школьной программе? Насколько я помню отношения с властью у него были сложные. Запрещали печататься, критиковали, признали только после кончины. Легко сделать вывод, о том что и включили его в программу, чтобы показать разрыв с прошлым.

Фото https://aif.by/

Фото https://aif.by/

Не увидела у Михаила Шолохова "Поднятая целина", а ведь какая книга. О первых годах Советской власти, о создании колхозов. Зато включили "Судьба человека", отличный рассказ, но совсем о другом. Стало меньше Лермонтова, Пушкина. Ощутимо меньше. Зато появился Солженицын.

Лично у меня ощущение, что всех кто был в фаворе в советское время поменяли на тех, кто был в опале. Хотя с точки зрения художественной ценности менять надо было далеко не все.

Вместо выводов:

Что могу сказать, выкинули из школьной программы все советское. Некоторые книги идеологические совсем не жалко, но вот без Катаева, Гайдара, Драгунского, Олеши программа стала скуднее. Убрали книги, которые в мое время были архетипами, их знал каждый. Достаточно было сказать "А вы друзья, как не садитесь" или "Ревизор, немая сцена" и каждый собеседник понимал о чем речь. Видимо сейчас школьники посмотрят как на странную тетушку.

Личный подвиг выдвинули на первый план, задвинув общественный. Очень много книг ругающих советскую власть. История снова стала однобокой, но уже со знаком минус. Как бы там не было, но у медали две стороны. И я понимаю злость некоторых комментаторов, которые прожили хорошую счастливую жизнь, а на них смотрят их дети и внуки с сочувствием. Потому что о хорошем просто не знают.

Кошка с книжкой.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх