От 30 до 50% пользователей Интернета имеют опыт прослушивания подкастов — аудиороликов с необходимой или просто интересной информацией. В цифровой упаковке последняя уже неплохо монетизируется. Как развивается этот рынок, сколько можно на нем заработать и каковы тренды 2021 года?
Продажа контента. «Контент — король» — фраза Билла Гейтса из 90-х годов стала новой аксиомой любого информационного бизнеса.
Пандемия коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничения только ускорили процесс создания, продвижения и монетизации развлекательной и образовательной информации. Главный тренд — это спрос на досуговые продукты с возможностью цифрового доступа из любой точки. Вырос спрос на продукцию онлайн-кинотеатров, телевизионных, YouTube- и других каналов, формирующих контент под запросы самой разной аудитории; возросла активность пользователей социальных медиа.Относительно новым форматом такого контента на российском рынке стали подкасты. Специалисты затрудняются определить точное число потребителей данного вида контента в России в силу особенностей продукта и отсутствия четкой системы измерений. В среднем сейчас называются цифры от 30 до 50% потребителей цифрового контента, которые имеют постоянный или единичный опыт прослушивания подкастов.
Отмечаются различия в востребованности подкастов в мегаполисах и в регионах, но сегодня практически каждый социально активный пользователь Интернета про них слышал. И если изначально любые новшества, особенно в цифровой сфере, продвигаются и создаются силами увлеченных энтузиастов, то сейчас уже многие компании и специализированные студии занимаются исключительно созданием и записью подкастов на самые разные темы. А где есть интерес, возникают и возможности, а главное, желание заработать.
Так, совсем недавно компания Apple, уловив изменение потребительских предпочтений, презентовала обновленный дизайн своего приложения «Подкасты», а также запустила специальную программу Apple Podcasts Program, где авторы могут создавать собственные платные подписки, анализировать, управлять и редактировать свои продукты за 19,99 долл. в год. В некотором смысле дополнительным триггером серьезного отношения к подкастам стал феномен аудиосоциальной сети Clubhouse, где основной отличительной особенностью стал именно аудиоконтент.
Форма и содержание. Тематика подкастов сейчас очень обширна: от образовательных до провокационно-развлекательных направлений. По форме подкасты могут быть представлены документальными рассказами, лекциями, литературно-художественными зарисовками, интервью, беседами двух и более спикеров. Существуют даже особого рода разговорные реалити-шоу, где можно подслушивать разные жизненные ситуации. Есть также брендовые подкасты, в которых речь ведется от лица известных продуктовых, социальных (личностных) или даже географических брендов. Потребителям интересно слушать подкаст от имени своего города, сформированный силами его жителей.
Как заработать. Поскольку содержание подкастов в основном информационное или эмоциональное, через этот инструмент можно продвигать бренды и получать доход. Однако различного рода реклама — не единственный способ монетизации этого вида деятельности. В первую очередь создатель подкаста может получать прибыль от платных подписок или классического краудфандинга и донатов. Для получения таких добровольных пожертвований авторам, как правило, необходимо зарегистрироваться на специальных платформах и ждать, когда заинтересованные слушатели начнут переводить деньги.
Донаты могут быть фиксированными и неограниченными, кроме того, часть этих средств заберет себе площадка, которая будет продвигать ваш контент заинтересованным пользователям. Однако подобная форма монетизации пока не очень развита и популярна в России в силу разных причин. Подписки — более конкретный и понятный способ монетизации, но нужно понимать, что вы должны предлагать нечто особенное за деньги, которые получаете от своих слушателей: эксклюзивный или расширенный контент, отсутствие рекламных вставок, возможности поиска по архиву и т.д.
Самыми понятными остаются рекламные вставки и коллаборации с брендами. Правда, необходимо отметить, что эффективность прямой рекламы падает из-за протестных настроений потребителей и ее растущего объема. Поэтому нужно использовать нативные инструменты, которые заставляют вашу рекламу звучать не как реклама, а как важная и полезная информация.
Если попробовать перевести данный разговор в цифры, то получится весьма неровная картина. В основном считается, что на популярном подкасте с востребованным контентом авторы могут зарабатывать в среднем от 100 до 500 долл. в месяц на донатах, при этом топовые авторы или ресурсы запрашивают до 2000 долл. за единичное размещение рекламного ролика. Тут снова все упирается в количество активных слушателей, которое зависит от качества и актуальности контента. Но стоит помнить, что создание и продвижение контента при серьезном подходе также потребует вложений.
Что дальше? На основании данных Statista «Digital Audio Spendings Outlook 2020», многие специалисты предрекают рост аудиорекламы в стриминговых сервисах в ближайшее время до 200%. Но нужно понимать: прогнозы всегда могут быть скорректированы стремительно меняющимися внешними условиями, и даже аномальный рост популярности сети Clubhouse практически сошел на нет в силу особенностей самого продукта. Потребитель все более требователен к динамике и возможностям контента, а аудиоформат имеет как удобства, так и неоспоримые минусы.
Не стоит забывать, что язык без визуального контента и вспомогательных невербальных инструментов — не самая лучшая форма коммуникации в силу особенностей нашего восприятия окружающей действительности. Очевидно, реструктуризация рынка потребительского контента связана именно с подстраиванием потребителей под свои индивидуальные запросы и особенности образа жизни. На возможности прослушивания подкастов будет влиять множество дополнительных факторов: от наличия свободного времени и качества предлагаемого контента до того, насколько этот контент будет испорчен в глазах потребителей монетизирующими основами, в частности рекламой и ценовой доступностью интересных подписок.
Николай Перепёлкин, доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Свежие комментарии