Уже 30 лет в России внедряется культ последнего царя Николая II. Процесс идет с переменным успехом, все-таки трудно вычеркнуть из массового сознания Кровавое воскресенье, проделки Распутина, коррупцию при царском дворе и позорные поражения в двух войнах. Однако интересно, что в мире есть еще одна страна, где гражданин Николай Романов тоже вроде бы в почете. Это Сербия, где бывшему русскому царю поставлено несколько памятников и есть улицы, названные его именем.
В этой связи полезно напомнить одну историю, которая не слишком известна широкой публике. А именно – зверское убийство 29 мая 1903 года сербской королевской семьи, в результате которого законная династия Обреновичей прекратила свое существование.
Правил тогда в Белграде молодой король Александр I Обренович и королева Драга. Говорить о серьезных успехах его правления не приходится, зато у него была реально красивая «лав-стори»: королева была на 9 лет старше короля, ранее была придворной дамой его матери, и пользовалась дурной репутацией в стране. Но король очень любил ее и, невзирая на все препятствия, женился на ней.
Александр и Драга
Король Александр I пытался балансировать между Российской империей и Австро-Венгрией. Но поскольку Сербия считалась союзником России, сотрудники российской политической полиции осуществляли негласную агентурную охрану сербского монарха. Однако с января 1903 года российский балканский сыск почему-то прекратил обеспечивать личную охрану короля. По странному совпадению как раз тогда, когда в среде сербского офицерства окончательно созрел заговор против монарха.
Как заметил российский военный агент Иван Сысоев, «вся организация переворота была как бы рассчитана на быстроту и нечаянность нападения на дворец, причем решения были приняты самые радикальные: если встретятся материальные преграды — взорвать их динамитом; если розыски короля будут безуспешны — разнести дворец артиллерией. Артиллерийская батарея стояла близ самого дворца наготове двинуться к нему».
Ранним утром 29 мая 1903 года король Александр, его жена Драга, два её брата: Николай и Никодим и еще ряд близких монарху людей были убиты заговорщиками, которые ориентировались на Россию.
Как констатировал русский журналист Теплов, «сербы покрыли себя не только позором цареубийства, но и своим поистине зверским образом действий по отношению к трупам убитой ими Королевской Четы. После того как Александр и Драга упали, убийцы продолжали стрелять в них и рубить их трупы саблями: они поразили Короля шестью выстрелами из револьвера и 40 ударами сабли, а Королеву 63 ударами сабли и двумя револьверными пулями. Королева почти вся была изрублена, грудь отрезана, живот вскрыт, щеки, руки тоже порезаны, особенно велики разрезы между пальцев, — вероятно, Королева схватилась руками за саблю, когда её убивали, что, по-видимому, опровергает мнение докторов, что она была убита сразу. Кроме того, тело её было покрыто многочисленными кровоподтеками от ударов каблуками топтавших её офицеров. О других надругательствах над трупом Драги… я предпочитаю не говорить, до такой степени они чудовищны и омерзительны».
Потом убийцы выбросили трупы короля и королевы в дворцовый сад, причем труп Драги был совершенно обнажён… Там они пролежали еще несколько дней. Новые власти спокойно демонстрировали иностранным журналистам место убийства, даже не пытаясь скрыть все подробности. Хотя на дворе был уже XX век.
Реакция православной церкви тоже показательна: Митрополит Иннокентий, тогдашний глава Сербской Православной церкви публично заявил: «Тысячи голосов утверждают, что сегодня, около полуночи, на востоке было видно небесное сияние, из которого показалась рука, благословляющая столицу Сербии Белград. Эта рука предсказала перемену в судьбе многострадального сербского народа».
Королем Сербии был провозглашен Петр I Карагеоргиевич. Поскольку он придерживался прорусской позиции, новая власть сразу же взяла курс на сближение с Россией. Реакция Российской империи и лично Николая II была вполне благожелательной, под давлением русской дипломатии в других государствах очень быстро забыли ужаснувшую поначалу весь мир расправу с прежним королём.
Памятник Николаю II в Сербии
Призывов к публичному покаянию за зверское убийство семьи православного монарха в тогдашней России почему-то не звучало. Тогда это считалось «правильным цареубийством». А большинство современных почитателей Николая II Кровавого про этот эпизод из жизни братской страны скорее всего просто ничего не знает.
Александр Степанов.
Свежие комментарии