На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 130 подписчиков

Свежие комментарии

  • Bogdan Stupin
    Напрасно вы представляете дамочек-пресс-атташе Белого Дома в образе круглых идиоток. Знают они прекрасно, КТО с КЕМ в...Белый дом: Вторую...
  • Любовь
    Нееее, Псаки была намного грамотней!Белый дом: Вторую...
  • Сергей Трофимов
    ну что с нее возьмёшь был бы человек а то обезьянаБелый дом: Вторую...

Что принес «невозврат»?

Последствия введения невозвратных билетов на авиационные и железнодорожные перевозки все еще остаются неясными.

Принятие закона о введении невозвратных авиационных билетов прошло при редком единодушии властей и перевозчиков. Авиакомпании дружно убеждали, что это позволит им снизить тарифы, депутаты радовались тому, что перевозки по воздуху станут доступнее для наших соотечественников, в большинстве своем не страдающих от избытка денег.

Светлый момент начала продаж «невозврата» настал 21 июня, и уже можно сделать предварительные оценки, того, что получается.

Начнем с того, что информации о снижении цен нет. Лидеры российской гражданской авиации «Аэрофлот» и «Трансаэро» объявили только о том, что переводят в категорию невозвратных определенные тарифы. По информации Транспортной клиринговой палаты, «Аэрофлот» перевел в категорию невозвратных тарифы групп «Бюджет» и «Промо». Изменена также система взимания штрафов по тарифам групп «Оптимум», а в случае отказа от полета после окончания посадки в самолет билет становится невозвратным.

«Трансаэро» переводит в категорию невозвратных билеты группы PROMO, а также минимальные тарифы классов «Туристический» и «Дисконт». Кроме того, если пассажир приобретает «цепочку» билетов, в которой есть хотя бы один невозвратный, то невозвратным становится весь пакет. Перевозчик также сообщает, что «плата за процедуру возврата для данных категорий тарифов не применяется». И на том спасибо – а то ведь за отказ от полета могли и деньги с пассажира взыскать.

Понятно, что переход на невозвратные билеты требует оценки изменившейся ситуации, динамики спроса на билеты, заполняемости салонов – и только потом можно перейти к корректировке тарифов. Но тогда получается, что авиаперевозчики несколько лукавили, когда обещали снижение цен на билеты при обсуждении законопроекта. Ибо такие обещания – если они, конечно, серьезны – подразумевают предварительное изучение ситуации и анализ проводимых изменений. Между тем, цифры потерь перевозчиков в результате возврата билетов в ходе подготовки законопроекта о корректировке Воздушного Кодекса (ВК) РФ, так и не прозвучали – разве что в виде туманных «десятков (сотен) миллионов рублей». Так что сейчас можно только констатировать, что и «Аэрофлот» и «Трансаэро» под прикрытием поправок в законодательство предприняли наступление на кошельки пассажиров, причем именно тех, кто летает по самым дешевым тарифам. Это временный период – или так и было задумано?

Интересно, что думают о благе пассажиров железнодорожники, которые тоже добились возможности продавать невозвратные билеты. Как сообщил на своей странице Facebook глава правительства Дмитрий Медведев, решение о внесении соответствующих поправок в Устав железнодорожного транспорта РФ было принято в четверг. Чего ждет от этого «Федеральная пассажирская компания» («дочка» РЖД, занимающаяся нами, грешными), сообщил ее генеральный директор Михаил Акулов, которого цитирует РБК. По его мнению, невозвратные билеты приведут к тому, что люди будут чаще ездить в купированных, а не в плацкартных вагонах. Подразумевается, что это произойдет вследствие снижения цен на билеты в купе (а также в «спальники» и на скоростные поезда). Перевозки в плацкарте дотирует государство, которое не разрешило вводить в этом сегменте невозвратные билеты. Возможно, что железнодорожники действительно снизят цены на билеты – но произойдет это вынужденно, из-за конкурентного давления со стороны авиакомпаний, которые на ряде маршрутов предлагают более привлекательную цену.

В пятницу Госдума РФ приняла в первом чтении еще один документ, позволяющий авиаперевозчика поглубже залезть в карман пассажира: норма бесплатного провоза багажа снизится с привычных нам двадцати до десяти килограммов. Аналогичное изменение было уже довольно давно принято Минтрансом, однако перевозчики ему не особо верили – опасались исков со стороны пассажиров. Теперь бесплатные 10 кг станут нормой федерального закона, и авиакомпании смогут спокойно брать деньги за «излишки».

Принято считать, что пассажир сможет сдать даже невозвратный билет «по состоянию здоровья». Однако новый закон предусматривает возможность возврата денег по инициативе перевозчика, и то если состояние здоровья пассажира требует особых условий перевозки или угрожает безопасности самого пассажира или других лиц. Однако если этого нет, то нет и возврата. Иными словами, если у потенциального пассажира случился инфаркт (тьфу-тьфу!), то он может сообщить об этом авиакомпании, приложив справку от врача, и тогда компания – возможно – откажется пускать пассажира в самолет, опасаясь, что в полете он отдаст богу душу. А, может, и не откажется – все равно ведь после инфаркта никто не полетит. Но если у человека, скажем, разыгрался гайморит, и изменение давления в салоне при наборе высоты и снижении создает ему невыносимые муки, то основанием для возврата денег это не является. Ибо нефиг заболевать перед полетом, нужно беречь здоровье. В общем, отказ от невозвратного билета по медицинским показаниям – всего лишь декорация.

Говоря о государственной транспортной политике, можно вспомнить, с какой помпой начал перевозки в Крым государственный же лоукостер «Добролет». Однако период «завлекалочки» (и обещаний, данных народу и Президенту) закончился быстро, и теперь цены бюджетных билетов отличаются от цен материнской компании – «Аэрофлота», примерно на 7%. При существенных отличиях (в худшую сторону) условий полета. Приходится констатировать, что выступая на словах за снижение цен перевозок и повышение мобильности населения России, руководство страны заботится о повышении доходов перевозчиков.

Фото Shutterstock

Картина дня

наверх