На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 128 подписчиков

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    ДЕШЕВОЕ  ШАКАЛЬЕ ...!!!Пентагон уничтожа...
  • Леонтий Букштейн
    И почему этого потомка кровавых испанских конкистадоров, заливавших кровью целые страны, называют дипломатом? Это про...Было ваше – стало...
  • Леонтий Букштейн
    Я не считаю себя шибко умным, но каким же минимумом серого вещества нужно было обладать, чтобы 14 лет нести пургу о з...Прокуратура Польш...

Он хотел быть для немцев полезным, а они его «кинули»: комбриг-предатель Бессонов

Хорошо это или плохо, но большая часть высшего командного состава Красной армии, попавшего в плен и согласившегося на сотрудничество с немцами, в настоящее время пребывает в забвении, словно находясь в тени своего более известного собрата, генерал-лейтенанта Власова. Именно по этой причине далеко не все знают, что одним из первых советских военачальников, вставших на путь предательства, стал комбриг Иван Бессонов, добровольно сдавшийся немецким войскам в роковое для страны лето 1941 года.

«Хороший и сознательный командир»

Иван Бессонов был из первого поколения командиров, не участвовавших в Гражданской войне. Родился он в 1904 году в семье рабочих, в Красную армию вступил в 1920 году и в боевых действиях участия не принимал. Службу начинал с канцелярских должностей, но в 1926 году поступил в Тверскую кавалерийскую школу имени Коминтерна, где хорошо себя зарекомендовал и даже вступил в комсомол. С 1928 года Бессонов служит в кавалерии, но спустя два года переходит в войска ОГПУ и направляется в Казахстан.

Командный состав войск ОГПУ 

Бессонов быстро растет по службе. В 1931 году он становится помощником начальника штаба 13-го Алма-Атинского полка, в 1938 году, после окончания Военной академии имени Фрунзе, назначается командиром полка в структуре оперативных войск НКВД. Параллельно с этим он вступает в партию большевиков и получает орден Красного знамени, что предопределяет дальнейшее развитие карьеры. И вот уже в 1939 году Бессонов возглавляет отдел боевой подготовки Главного управления пограничных войск НКВД, а с 1941 года переходит в РККА и в звании комбрига занимает должность начальника штаба 102-й стрелковой дивизии.

Как видите, карьера Бессонова сложилась удачно: коммунист, орденоносец, представитель высшего командного состава, что для 37 лет было хорошим результатом. Омрачал идеальную биографию лишь один факт: в 1940 году Бессонов отказался поехать на Советско-финляндскую войну, сказавшись больным, за что ненадолго был отправлен в «ссылку» командовать Забайкальским пограничным округом.

«Могу быть полезным»

22 июня 1941 года Бессонов вместе с дивизией находился в районе Кременчуга. После получения 28 июня приказа войска были переброшены сперва в Чернигов, а затем заняли оборону на участке Быхов-Рогачев в Белоруссии, войдя в состав 21-й армии. Занятые дивизией позиции вдоль Днепра не были оборудованы, в результате немцы достаточно легко форсировали реку, вынудив советских солдат отступить. За это 17 июля комдив полковник Гудзь был снят с должности, а Бессонов временно занял его место до назначения нового командира.

Вплоть до 12 августа 102-я дивизия, неся большие потери, все еще удерживала позиции в Быховском районе, однако после начала немецкого наступления она попала в окружение. Уцелевшие войска разбились на небольшие группы для выхода из котла. Одну из групп возглавил Бессонов, но ему не повезло – подчиненные ему войска были разбиты, а сам он 26 августа сдался в плен в районе деревни Роги Гомельской области. 

Сдавшийся в плен советский солдат

Сразу после пленения Бессонов, коммунист и красный командир, предложил свои услуги немецкому командованию. Предложение было оценено, и в ноябре 1941 года комбриг после ряда перемещений оказался в Хаммельбургском офицерском лагере. Там он привлек на свою сторону нескольких пленных советских командиров и вместе с ними приступил к созданию пронацистской организации, позже получившей название «Политический центр борьбы с большевизмом».

Еще до того, как генерал-лейтенант Власов оказался в плену, Бессонов озвучивал идеи о воссоздании Российского государства в довоенных границах, без большевиков, но со свободной торговлей, демократическими выборами и национализированной тяжелой промышленностью. Однако Бессонов ограничивался не только политическими лозунгами. Среди его предложений было формирование из советских военнопленных боевых подразделений для борьбы с партизанами и осуществления диверсий в тылу СССР. Вероятнее всего, комбриг представлял себя если не правителем новой России, то хотя бы главнокомандующим ее будущих вооруженных сил.

Заключенные Хаммельбургского офицерского лагеря 

Новые покровители с интересом приняли предложение о создании диверсионных групп, однако дать ход политическим идеям Бессонова отказались. К тому же власти Германии сделали ставку на более известную фигуру, генерала Власова. Бессонов своего конкурента невзлюбил и отказался с ним сотрудничать, перейдя на работу в организацию «Цеппелин», где шло формирование диверсионно-разведывательных групп.

«Поднимем восстание в ГУЛаге!»

В «Цеппелине» Бессонов выступил с оригинальной идеей. Поскольку он долгое время служил в структурах НКВД и имел представление о системе исправительно-трудовых лагерей, раскинутых по всей стране и нередко находившихся рядом со стратегическими объектами, то в его планах было создание множества диверсионных групп, которые путем десантирования с воздуха брали бы контроль над лагерями, снабжали зеков оружием, после чего осуществляли саботаж в тылу и наносили ущерб промышленным предприятиям, а также прерывали транспортное сообщение.

Диверсанты из организации Цеппелин

Планы Бессонова были грандиозными. Он предполагал заброску 6 тысяч человек по всему СССР, однако его немецкие кураторы к лету 1943 году смогли обеспечить создание двух десантно-штурмовых групп по 50 человек, группы радистов и женской группы из числа медсестер, попавших в плен. Уже 3 июня 1943 года первая группа из 12 человек была заброшена в Коми АССР.

Десантники, одетые в форму НКВД, имели при себе немецкое оружие и радиостанцию. Спустя неделю большая часть диверсантов, включая их командира старшего лейтенанта Годова, была взята в плен настоящими сотрудниками НКВД, двое при задержании были убиты. Еще один десант был высажен под Сыктывкаром в конце 1943 года, но на связь с немецким командованием не вышел и по всей видимости был уничтожен.

Диверсанты в советской форме рядом с немецкими военными 

О положительных результатах деятельности групп Бессонова данных нет, хотя заключенные в течение 1942-1944 годов неоднократно поднимали восстания. Скорее всего, их причиной стала не деятельность диверсантов, а внутренние проблемы, поскольку тяжелые условия в годы войны сказались в том числе на положении зеков.

Немецкие покровители остались недовольны работой Бессонова и в особенности его политическими взглядами. Их явно не устраивали его идеи относительно создания независимой России, поэтому ставка на более лояльного Власова была очевидна. В июне 1943 года немцы уговорили Бессонова на переговоры с Власовым, но это оказалось ловушкой: в Берлине комбриг был арестован и помещен в лагерь Заксенхаузен, где находился до апреля 1945 года.

К моменту, когда Третий Рейх уже испытывал агонию, Бессонова несколько раз перемещали в различные лагеря, после чего он попал в руки к американским войскам. 15 мая 1945 года его передали советским властям, за чем неизбежно последовали арест и следствие. После следствия, длившегося почти пять лет, Бессонов 18 апреля 1950 года был приговорен к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.

Бессонов в числе первых советских командиров выбрал предательство. Что было его главным мотивом? Вероятно, прошлые обиды на власть и командование Красной армии, сильное желание выжить и оказаться на стороне победителя, а также потеря ориентиров при созерцании гибели Красной армии. Возможно, и в мирной жизни он оставался обычным приспособленцем, отчего переход на сторону врага, который, как ему тогда казалось, одержит верх, был для него всего лишь рациональным выходом из сложившейся ситуации. Но в этот раз Бессонов ошибся в выборе стороны.

Источник: Сергей Чуев. Спецслужбы Третьего Рейха. Книга II.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх