Зачем Сталин поручил поиздеваться над приёмным сыном? Совершенно замечательные мемуары Артёма Сергеева, который с младенчества остался сиротой и воспитывался в семье Сталина как родной.
Про боевой путь Артёма я уже рассказывал, как он прошёл Войну с полевыми орудиями от Сталинграда до Берлина. Как был двадцать четыре раза ранен, причём дважды крайне серьёзно. И не прилетевшим осколком, а штыком в живот. Воевал на переднем крае, без поблажек, что сын вождя.
А вот в победный сорок пятый Сергеева отправили в Москву, учиться в Артиллерийскую Академию Дзержинского. Вникать в учёбу было непросто, всё-таки восемь лет в войсках, а тут снова за парту. Причём это не месячные командирские курсы, учиться шесть лет артиллерийским премудростям.
Первый семестр пролетел на ура. Сергеев командир опытный и учился со рвением. Всё посдавал на отлично. И вдруг началось непонятное.
Все во взводе сдают нормально, а Сергеева откровенно срезают. Причём даже на дисциплинах боевому командиру не сильно нужных. Например, упёрся в сдачу зачёта по математическому анализу и как в бетонную стенку. Сдать невозможно!
Приёмный сын Сталина идёт к другим преподавателям, просит проверить его знания. Те подтверждают, разбирается в математике хорошо.
Просить заступничества от суровых преподавателей у приёмного отца Артём не стал. Упёрся рогом, дважды прорешал весь задачник по дифференциальным уравнениям. И всё равно незачёт.
Что за незадача? Артём дело не бросил. Напросился на консультацию к известному учёному, академику Понтрягину. Упросил принять у него экзамен.
Тот погонял с артиллеристом задачки и выкатил пятёрку с плюсом. Пятёрку за знания, плюс за упорство и тетрадку с прорешенным насквозь задачником по диффурам.
Артём пишет в воспоминаниях, что учиться было тяжело все годы Академии. Преподаватели явно выделяли слушателя и спрашивали с него предельно жёстко. Что характерно, о том, что Сергеев воспитывался в семье Сталина в Академии никто не знал.
Разгадка выяснилась гораздо позже, уже после окончания Академии. Профессор Тумарин, начальник кафедры математики, рассказал, что в 1946 году генералу Хохлову, который командовал тогда Академией, позвонил лично товарищ Сталин.
Без предисловий уточнил, учится ли у них такой подполковник Сергеев. И приказал в учёбе к нему присмотреться построже, гонять как следует.
Генерал приказ воспринял именно так. Поручено провинившемуся перед Сталиным подполковнику устроить весёлую жизнь. Вот и устраивали. Если бы не стальное упорство Артёма, отчислили бы после следующей сессии.
Впрочем, на приемного отца Артём не обижался. Наоборот, пишет с благодарностью. Многие фронтовики после Победы расслабились, чай не на фронте. Да и учился народ сильно по разному.
А вот Артёму пришлось в знания вгрызаться по-настоящему. И результат был – службу Сергеев закончил генералом артиллерии. Создавал систему ПВО Союза и Варшавского договора.
Вот тут знания из Академии крепко пригодились. Никто ещё в истории до него не решал настолько глобальных задач. Чтобы в единой системе работали сотни станций и постов от Владивостока до Восточного Берлина.
А толстую тетрадку с прорешенным дважды задачником генерал Сергеев сохранил на память. Всегда показывал молодым командирам – хочешь добиться чего-то в артиллерии, вот она – дорога. Садись, да решай!
МемуаристЪ. Яндекс.Дзен.
Свежие комментарии