События в Казахстане в первые дни 2022 года повергли в шок своей жестокостью и неожиданностью. Президент страны Касым Токаев заявил: мы проспали подготовку тысяч вооруженных экстремистов. По его данным, только Алма-Ату атаковали 20 тысяч вооруженных боевиков. Они крушили все на своем пути, убивали сотрудников правоохранительных органов, издевались над женщинами, блокировали больницы, поджигали машины, захватывали административные здания. Действительно, как подобное могло произойти в одной из некогда самых толерантных и стабильных республик бывшего СССР?
Увы, за 30 лет на постсоветском пространстве изменилось многое. Коррупция, произвол чиновников, межклановая борьба произвели на свет целое поколение циников и радикалов. Учебники истории, изданные на деньги Сороса, довершили переформатирование сознания целого поколения.
Свое слово сказал и исламский радикализм.
Массовые протесты в Казахстане начались в первые дни 2022 года. Тогда жители городов Жанаозен и Актау на западе страны выступили против двукратного роста цен на сжиженный газ, что, как выясняется, стало результатом ценового сговора нескольких компаний. Затем протесты распространились на другие города. В Алма-Ате 4 и 5 января произошли столкновения с силовиками, полиция применила газ и светошумовые гранаты. По всему Казахстану был отключен Интернет, временно прекратилось вещание ряда телеканалов. До 19 января на всей территории РК введен режим ЧП.
К этим протестам сразу примкнули радикальные исламисты, у которых, как показали события, по всему Казахстану законспирированы и ждали своего часа так называемые спящие ячейки. Об этом говорят многие факты: высокая организованность действий, структурная разбивка по пятеркам, оснащенность оружием. Судя по всему, некоторые из них прошли подготовку в Сирии, Афганистане, потому что отрезание голов – это почерк ИГ, а не выражение недовольства людей скачком цен на сжиженное топливо для личных авто.
Сразу в нескольких городах начался захват госучереждений, банков, телерадиокомпаний, полицейских участков, блокирование воинских частей. Убиты 18 полицейских, около 350 ранены. Задержаны более 8000 экстремистов. Общий экономический ущерб перевалил за 200 миллионов долларов.
Конкретный счет преступникам, безусловно, предъявят. Но вопросов остается много. Куда, например, смотрели МВД, КНБ, Совбез, другие спецслужбы?
Бывший советник экс-президента РК Ермухамет Ертысбаев заявил, что за 40 минут до нападения на аэропорт Алма-Аты была дана команда полностью убрать оцепление, а также охрану. Чья это была команда и не свидетельствует ли это о заговоре среди руководства правоохранительных органов? Как и сдача без боя боевикам здания Комитета национальной безопасности (КНБ) в Алма-Ате. Более того, участники массовых беспорядков знали места нахождения оружия, объектов СМИ. Есть данные даже о созданных в горных районах Казахстана лагерях подготовки боевиков.
Неудивительно, что утром 5 января президент страны президент РК Токаев отправил в отставку правительство и сам возглавил Совет безопасности республики, на первом заседании которого назвал ситуацию в Казахстане «подрывом целостности государства» и сообщил, что обратился за помощью в ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности). Он попросил помочь его стране в «преодолении террористической угрозы» и «внешней агрессии» в ряде городов, включая Алма-Ату и Нур-Султан.
Реакция была мгновенной. Самолетами военно-транспортной авиации с аэродромов Московской, Ивановской, Ульяновской областей была срочно организована переброска основных сил российского контингента миротворческих сил ОДКБ на территорию Республики Казахстан. В состав российского контингента вошли подразделения 45-й бригады спецназа ВДВ, 98-й дивизии ВДВ и 31-й отдельной бригады ВДВ. По словам официального представителя Минобороны России генерал-майора Игоря Конашенкова, все военнослужащие имеют боевой опыт.
В состав авиагруппы вошли несколько пассажирских самолетов, а также грузовые Ил-76 и Ан-124 «Руслан». Руководить действиями миротворческих сил ОДКБ в Казахстане назначен командующий ВДВ генерал-полковник Андрей Сердюков.
Особо подчеркнем, что радикалы в Алма-Ате попытались захватить аэропорты, чтобы предотвратить прибытие помощи со стороны России и ОДКБ. И на первых порах им это удалось. Пассажирам, застигнутым врасплох, пришлось спасаться бегством. Российские граждане, находившиеся в воздушной гавани в тот момент, провели в осажденном мародерами самолете 15 часов. А шесть бортов, в том числе иностранных, были захвачены.
По некоторым данным, вооруженные радикалы захватили шесть переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» из арсенала управления КНБ в Алма-Ате и угрожали их применением по ВТА стран ОДКБ. Так что ситуация оказалась просто на грани.
«Все это было бы невозможно без предателей в высших эшелонах власти. Это государственная измена», – заявил Ермухамет Ертысбаев.
Прибывшие в Казахстан в составе миссии ОДКБ военные вернули аэропорт города Алма-Аты под свой контроль, взяли под охрану генконсульство РФ в бывшей столице, другие объекты. По данным Минздрава республики, за время беспорядков погибли 164 человека, в том числе 100 в Алма-Ате. Обстановка нормализуется, но работы по расследованию причин случившегося непочатый край.
Какие уроки и выводы следуют из всего этого?
Первое. Вылазка боевиков была спланирована заранее и направлена на дестабилизацию обстановки на южных рубежах РФ. Протесты начались против резкого повышения цен на топливо, ЖКХ, сжиженный газ. Но их быстро оседлали экстремисты, что говорит о существующей в РК разветвленной сети радикализованных организаций, имеющих в тайниках достаточное количество оружия.
Второе. Власть оказалась совершенно неготова к массовому недовольству населения и адекватному разговору с ним. Коррупция, стяжательство, борьба кланов за газонефтяные доходы не позволили своевременно купировать недовольство населения и восстановить социальную справедливость. Хотя далеко не все в рядах бунтовщиков были экстремистами и мусульманскими радикалами. Поэтому случившееся можно расценить еще и как первую войну (народный бунт) трудовых масс против олигархического режима на постсоветском пространстве.
Третье. Многочисленные службы полиции, правоохранительных органов, национальной безопасности оказались неэффективны, коррумпированы и не смогли предотвратить подобное развитие событий. Они требуют глубокого реформирования и проверки чиновников на благонадежность.
Четвертое. Нынешняя ситуация – результат системного кризиса и последствие политики мультивекторности. Хотели заигрывать и с тюркским миром, и с Западом, и с исламистами, и с Россией. В итоге, когда запахло жареным, кроме РФ (ОДКБ) на самом деле помочь больше оказалось некому. И этот урок, безусловно, извлечет нынешнее руководство Казахстана, который наверняка ждет серьезная политическая трансформация.
Свежие комментарии