Вообще, нацисты не особо стремились к использованию белых эмигрантов: их практически не отправляли воевать против Красной Армии. Известный Русский охранный корпус из белых эмигрантов немцы использовали на Балканах. Казачьи эмигранты, такие как Шкуро или Краснов получили должности у немцев ближе к концу войны.
На совещании в Бергхофе (июнь 1943 года) Гитлер лично выступил против привлечения белых эмигрантов к военным действиям (также, как и коллаборационистов из советских граждан). Мол, они ненадежны, да и хотят слишком многого. Сами справимся. Власовские (и прочие коллаборационистские) формирования часто переходили на сторону Красной Армии. Очень известный пример — бригада СС «Дружина» под командованием бывшего советского подполковника В.В. Гиль-Родионова.
В августе 1943 года на сторону партизан перешел и сам Родионов, и большая часть его бригады.
Известно, что между самими белоэмигрантами и коллаборационистами не было никакого единства: монархисты, казаки и власовцы обладали противоположными взглядами на мир.
Но фактическим куратором и приближенным самого генерала-предателя А.А. Власова был Вильфрид Карлович Штрик-Штрикфельдт, немецкий офицер. И, в прошлом — участник белого движения. Как так вышло?
Дело в том, что Штрик-Штрикфельдт родился... в Российской империи, в Риге. Воевал в Русской императорской армии в период Первой мировой войны. Дослужился там до поручика.
А затем примкнул к белому движению. Вот только это было «особенное» белое движение, с немецко-прибалтийским уклоном.
Ведь некоторые белые формирования в период Гражданской войны ориентировались на на Антанту, а на Германию. Особенно это касается именно прибалтийского региона, где было много остзейских немцев. Но и атаман Краснов, и гетман Скоропадский, например, тоже сотрудничали с немцами, а потому эмигрировали именно в Германию. Так что их «дружба с рейхом» началась еще в период Гражданской войны.
Штрик-Штрикфельдт был именно на северо-западе, в так называемом Северном корпусе. Это объединение белых войск создавалось именно немцами, ими же снабжалось и вооружалось (первоначальной «базой» этих «немецких белых» был Псков).
Штрик-Штрикфельдт дослужился в этом корпусе до капитана, потом эмигрировал в Латвию (хотя Рига и так была для него родным городом).
А в 1941 году В.К. Штрик-Штрикфельдта... мобилизовали немцы. Именно Штрик-Штрикфельдт стал начальником Отдела восточной пропаганды особого назначения (Дабендорфская школа РОА). По-видимому, немцы более-менее доверяли именно тем эмигрантам и бывшим белым, которые имели немецкое происхождение.
Интересный факт: именно Штрик-Штрикфельдт считается реальным прототипом Ивана Фёдоровича Фрайгаузена, полковника-белоэмигранта в немецкой армии из фильма Владимира Хотиненко «Поп» (2009 год). Этот фильм выходил под эгидой Московской патриархии.
Штрик-Штрикфельдт избежал выдачи советским властям, жил в ФРГ. И написал в 1970-х годах известные мемуары под названием «Против Сталина и Гитлера». На одном из замечательных сайтов, где я достаю многочисленные источники к своим статьям, этим воспоминаниям дали вот такую меткую «характеристику»:
«...неисчерпаемый источник аргументов для любителей власовцев. Понятно, что Штрикфельдт всячески обеляет предателя Власова, приписывая ему намерения такого благородства и чистоты, что аж глаза режет...» (с) Hoaxer, сайт «Милитера».
Тёмный историк.
Свежие комментарии