В Киргизии продолжает сохраняться самая высокая инфляция среди стран ЕАЭС. По данным Нацстаткома КР, в августе 2021 года по сравнению с декабрем 2020-го уровень инфляции в республике находился на уровне 6,2%. Произошло это, по данным ведомства, за счет увеличения стоимости продовольствия на 7,6%. При этом алкогольные напитки и табачные изделия подорожали на 9,3%, непродовольственные товары – на 5,3%, а тарифы увеличились на 2,3%. Уровень же зарплат, пенсий и пособий остался прежним.
Стоит отметить что, в Армении рост цен и тарифов за восемь месяцев нынешнего года составил 3,7%, в России – 4,7%, в Казахстане – 5,8% и в Белоруссии – 6,1%.
«Золотые» продукты
По итогам первого полугодия 2021 года по уровню инфляции Киргизия также была в лидерах среди стран ЕАЭС. Наиболее активно в этот период росли цены на гречневую крупу – на 32,4%, на лимоны – на 30,7%, на растительные масла – на 20,8%, на свинину – на 20,4%, на баранину – на 19,7%, на сахар – на 19,5%, на рыбу – на 10,8%, на говядину – на 10% и на кондитерские изделия – на 7%. Подорожали в стране и ГСМ, как отмечают нефтетрейдеры, на 15%.
Вот уже более полугода уровень инфляции в стране остается выше целевого значения в 5-7%. Как сообщает министерство экономики и финансов республики, годовое значение инфляции в январе–июне 2021 года к декабрю предыдущего года составило 107,3%. Среднегодовое значение инфляции январь–июнь 2021 года к январю–июню 2020-го – 110,8%. При этом объем производства промышленной продукции в первой половине года снизился на 11,7% и в сфере строительства – на 14,2%. В сельском хозяйстве произошел небольшой рост показателей – на 1,3% и в сфере услуг – на 4,4%. На этом фоне объем валового внутреннего продукта по итогам первого полугодия 2021 года сложился на уровне 270,7 млрд сомов, экономика республики просела на 1,7%.
Власти разводят руками и объясняют проблему высокой зависимостью от импорта. В Госагентстве антимонопольного регулирования отмечают, что цены на рынках и в магазинах Киргизии напрямую зависят от товаропроизводителей из Казахстана, Белоруссии и России. «Производство растительного масла в нашей стране составляет 12 тысяч тонн в год при потребности в 100 тысяч тонн. Ежегодно 85 тысяч тонн растительного масла мы импортируем из России и Казахстана. А годовая потребность сахара в стране – 100-110 тысяч тонн. Отечественное производство сахара покрывает около 50% потребности, другая половина импортируется из России, Беларуси и других стран. Потребность в пшеничной муке – 600 тысяч тонн, 80% из которой импортируется из Казахстана», – уточнили в пресс-службе ведомства.
Прогнозы на ближайшее будущее неутешительные: рост цен продолжится. Ситуацию усугубляет и сильная засуха в Центрально-Азиатском регионе. По данным Минсельхоза, в этом году ожидается недобор урожая до 25%. А еще рост цен на социально значимые товары и продукты также оказывает влияние на другие сферы. Потребитель, покупая товар по высокой цене, повышает цены на свои услуги и товары.
В аналитическом обзоре ЕАБР также отмечается, что еще одним проинфляционным фактором стал недостаток плодоовощной продукции. Эксперты признают, что масштабы ускорения инфляции в республике превзошли оценки банка. Рост инфляции, по их данным, был обусловлен низкой базой предыдущего года, удорожанием в мае продовольствия и нефти на мировом рынке, повышением стоимости мясной продукции в регионе, а также восстановлением внутреннего потребительского спроса.
Не хлебом единым… растет показатель
Помимо роста цен на продукты питания, экономические эксперты называют еще несколько причин возросшего уровня инфляции. «Национальная валюта обесценилась по отношению к доллару. 1 января 2020 года официальный курс доллара США составлял 69,51 сома. Сегодня он стоит в районе 84,79-84,8 сома. Это также напрямую влияет на стоимость импортируемых товаров. Все импортирующие компании заключают договоры в американской валюте», – говорит экономист Акылбек Рыспеков.
Кроме того, на уровень инфляции, по его мнению, повлияла и нестабильная политическая ситуация, а также «наезды» на бизнесменов. Все это ухудшило и без того не особо привлекательный инвестиционный имидж страны.
«Рост цен был предсказуем, международные организации предупреждали об этом еще год назад. Власти страны должны были готовиться к этому: максимально поддерживать отечественных производителей и улучшать инвестиционный климат не на словах, а на деле. Но, как мы видим, этого не произошло. Эти меры необходимо предпринимать как можно скорей, так как все это поможет создать продуктовую безопасность. Это в идеале. Ну а более реалистичный способ решения проблемы – это заключение договоров с партнерами по региону и ЕАЭС. Необходимо договориться с ними об обеспечении беспрерывных поставок зерна, муки, мяса, молока и других продуктов питания. Такой небогатой стране, как Киргизия, внутренних резервов недостаточно для полного обеспечения населения», – добавил эксперт.
На фоне растущей инфляции в республике растет и уровень бедности населения. За 2020 год этот показатель вырос с 20% до 31%, в нынешнем году он может достигнуть 35%. Прогноз дали во Всемирном банке. Такое положение дел объясняется двумя причинами: потерей источников дохода и инфляцией, особенно продовольственной. К сожалению, все предпосылки для этого прогноза сохраняются. Стоит отметить, что уровень жизни киргизстанцев и так крайне низкий.
За чертой бедности в прошлом году проживал каждый четвертый житель республики
Аналитики Евразийского банка развития предполагают, что к концу года можно ожидать замедление роста инфляции в Киргизии. Такие данные приводятся в докладе «2021 год станет периодом сильного восстановительного роста экономик государств – участников ЕАБР».
«К декабрю этот показатель составит 7,3%. Удерживать инфляцию от роста будут такие факторы, как стабилизация мировых цен на продукты питания и курса национальной валюты, а также сдержанный потребительский спрос. На рост внутренних цен оказывает влияние рост региональных и мировых цен на продовольствие. Полагаем, что с наступлением нового сельскохозяйственного года это давление будет ослабевать», – сказано в документе.
Будем надеяться, что на этот раз в ЕАБР не ошибаются…
Ирина БОЛЬБОТ.
Свежие комментарии