На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 128 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексадр Вовк-Михайлов
    Арестович* расска...
  • Алексадр Вовк-Михайлов
    А зачем они нужны в России? Как и таджики террористы они нас уже 30 лет ненавидят и будут гадить. Это поколение тольк...Арестович* расска...
  • Eduard
    Кулеба,ты такой хитрый? Иди на фронт сам лично,что там прячешся по кабинетам?Арестович* расска...

Моногорода: что с ними делать?

Сегодня в России более 300 городов (или треть всех городов страны) имеют приставку «моно» – их жизнь зависит от работы одного предприятия, отрасли. Насколько это оправданно? Какие риски создает для страны в случае падения экономики, например, из-за пандемии? И как окончательно решить существующие проблемы моногородов? Разберемся.

Что выявил аудит. Напомним, одно из решений было предложено еще в 2016 году. Тогда Совет при Президенте России по стратегическому развитию предложил программу «Комплексное развитие моногородов». Главной целью ставилось снижение их зависимости от работы градообразующих предприятий. В планах было создать к концу 2018 года 230 тыс. новых, не связанных с такими предприятиями рабочих мест. И в целом – решить за счет этого проблемы инфраструктурного, трудового, социального характера.

Безусловно, монопрофильность около трети всех городов нашей страны, где проживает почти 14 млн человек, несет определенные риски и создает проблемы. В том числе для экономики страны. Остановка любого градообразующего предприятия – это дополнительные миллионы рублей на решение социальных и финансовых вопросов города, которые сразу возникают. И без федеральной поддержки здесь не обойтись. Поэтому принятие данной программы и проработка превентивных мер поддержки моногородов было крайне необходимым. Особенно с учетом ограниченности муниципальных и региональных бюджетов. С привлечением инвестиций и увеличением числа и альтернативы рабочих мест должен был уменьшиться отток населения в более развитые, крупные города, тем самым люди могли бы комфортно жить, учиться и работать на малой родине.

Однако за прошедшие годы реализации программы моногорода лучше жить не стали. Кроме того, Счетная палата РФ сочла программу неэффективной. На поддержку моногородов федеральный бюджет выделил около 8 млрд. рублей, но работать там по-прежнему негде, люди уезжают. Аудиторы пришли к выводу: существенно улучшить положение моногородов программа не смогла. Поэтому возникли предложения по изменению механизма поддержки и развития моногородов со стороны государства.

В чем проблема? Очевидно: программа не была нацелена на достижение стратегических национальных приоритетов и не учитывала принцип диверсифицированного подхода к господдержке моногородов в зависимости от их социально-экономических и географических особенностей. Это доказывают и опросы населения. Люди продолжили покидать моногорода: число трудоспособного населения в них за два года сократилось на 353,6 тысячи человек. Программа обязана увязываться с целями, прописанными в «майских указах» президента, чего, на наш взгляд, сделано не было.

Минпромторг России уже согласился: программа далеко не так эффективна, как прогнозировалось в начале пути. Отчет минэкономразвития показал, что фактические значения отдельных показателей эффективности программы значительно превысили плановые. Однако объективность этих показателей, особенно по количеству созданных рабочих мест и объему привлеченных инвестиций, вызвала сомнения. Поэтому программу было решено досрочно прекратить.

Вместо нее было решено предложить альтернативную программу, в которой список целевых показателей заметно отличается от целей, перечисленных в прошлой программе.

Как считать показатели? Вновь ставится задача привлечь инвестиции в моногорода и увеличить число довольных социально-экономической ситуацией граждан. Один из основных показателей – заметное увеличение количества новых постоянных рабочих мест. По результатам прошлой программы регионы отчитались о созданных 406,9 тыс. рабочих мест (начальная задача, напомним, была создать 230 тыс.). Но перепроверить эти данные через Федеральную налоговую службу сейчас невозможно. В этой связи важно использовать только проверяемые данные.

Еще один важный показатель новой программы – уровень безработицы (считается по методологии МОТ: число безработных в процентах к экономически активному населению). Однако Росстат возражает и утверждает: методологию можно применить только в городах с численностью от 900 тыс. человек. Также ведомство сочло данное предложение дорогостоящим, на которое потребуется выделить порядка 282 млн. рублей в год.

Одна из основных целей программы развития моногородов – перевести города в другой статус. Для чего планируется привлечь инвесторов и предоставить им налоговые льготы. Инвесторы смогут получить от государства возврат своих вложений, но не больше, чем они заплатят налогов. Для возврата будут учитываться налоги, заплаченные за пять лет с момента заключения договора между местными властями и инвестором. Однако получить поддержку смогут только те новые проекты, которые не связаны с градообразующими предприятиями.

Плюсы программы. У данной программы есть существенные плюсы. Например, большое внимание будет уделено развитию инфраструктуры, которая является основой любой территории.

Также делается упор на диверсификацию экономики городов и различные меры поддержки с учетом специфики каждого города. Так в каждом моногороде будет разработана своя программа развития, включающая меры по диверсификации экономики, улучшению городской среды, развитию человеческого капитала. Помимо этого программой предусмотрено создание в 100 моногородах территорий опережающего социально-экономического развития – так называемых ТОРов. К слову, они уже позволяют регионам значительно уменьшить налоговое бремя для представителей бизнеса и успешно развивать государственно-частное партнерство.

Важным пунктом в комплексе мер будет и программа кредитования на пополнение оборотных средств. Кредиты выдаются на срок до года по ставке не выше 5%, суммарный объем таких кредитов – до 400 млрд. рублей. Кроме того, системообразующие предприятия смогут претендовать и на другие виды поддержки, в том числе на отсрочку уплаты налогов и на госгарантии для реструктуризации кредитов.

В данный момент перечень системообразующих предприятий, которые могут рассчитывать на господдержку состоит из 1 151 компании, среди них 523 представлены Минпромторгом, 162 - Минтрансом, 98 - Минэнерго, 96 - Минсельхозом, 91 - Минкомсвязи, 76 – Минстроем РФ.

В случае реализации проекта города получат существенный положительный импульс, что стране сейчас необходимо.

Для Российской Федерации это: привлечение инвесторов (в том числе иностранных), увеличение доходов государственного бюджета за счет стимулирования предпринимательской активности, снижение безработицы, развитие инфраструктуры, снижение плотности населения в крупных городах.

Для моногородов: повышение инвестиционной привлекательности, диверсификация производства, улучшение качества городской среды и условий жизни.

Что будет? Механизм реализации программы вполне очевиден и приемлем. Достижение показателей вполне реально при грамотном управлении и распределении средств, а также установление контакта между городами со схожими проблемами и обмен успешным опытом.

Полагаю, цели будут достигнуты предположительно на 60% с учетом низкой предпринимательской активности и мобильности граждан России, а также излишнего административного давления.

Что будет с моногородами России и насколько действительно успешным окажется очередное предложение, мы увидим спустя время. Однако уже радует, что от слов о необходимости реанимации моногородов страна переходит к делу.

Руслан Абрамов, заведующий кафедрой государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Картина дня

наверх