На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 131 подписчик

Свежие комментарии

  • алекс кузь
    Медведев поднял и держит стяг империи. Окраины евразии пытаются колонизировать империю. Окраины империи поражены наци...Медведев: Поддерж...
  • ОЛЕГ ХАРЧЕНКО
    Этой безмозглой овце туалеты убирать , а не занимать место пресс-секретаряБелый дом: Вторую...
  • Салават Туйкин
    Дурдом!!!  Даже Геббельс "отдыхает"...Белый дом: Вторую...

Итоги года. Год нервозности и неприятных сюрпризов

В начале 2018 года основные неприятности ожидали от США, это были действия президента США Дональда Трампа как во внутренней политике, так и во внешней, действия Конгресса и ФРС. В этом плане ожидания нас не обманули. В течении всего года неприятностями нас баловала то администрация президента, то конгрессмены и сенаторы, то ФРС. И постоянно держали в нервном напряжении, то нагнетая обстановку, то слегка ее успокаивая. Единственным предсказуемым фактором были действия ФРС. Как пообещали поднимать ставку, так и поднимали. Неожиданностями стали «солберецкие убийцы» и вообще британское измерение международной политики, знаменитое "highly likely". Этим они добавили нам нервозности, да и последний раунд санкций США обосновывался этим самым "highly likely". Наиболее суровые, вплоть до понижения уровня дипломатических контактов, обещали в ноябре, после промежуточных выборов, но их то ли отменили, то ли перенесли.
В итоге самым сильным ударом по экономике и финансовым рынкам санкции, введенные в апреле против российских миллиардеров, Дерипаски, Вексельберга, Керимова и прочих. При чем этот удар оказался настолько разрушительным, что задел алюминиевую отрасль и смежные во всем мире, в том числе и в США. Да так, что введение санкций против En+ пришлось несколько раз откладывать, и в конце концов, вовсе отменить, если Дерипаска выполнит план Баркера, лишившись контроля над «Русалом», «Евросибэнерго» и группой En+.
Но пройдемся по иным событиям года. Риски торговой войны оказались существеннее, чем ожидалось изначально. Мы входили в 2018 год с ожиданиями того, что неопределенность в политике Трампа станет одним из главных факторов давления на экономику США и что это вынудит президента США не переходить от слов к действиям в торговой войне. Но в реальности состояние экономики США оказалось лучше, чем ожидалось, а риски торговой войны - значительнее. В течении всего года Траммп последовательно вводил новые пошлины против импорта в США. Особым вниманием администрации США пользовался Китай, с которым США то договаривались, то снова выходили на тропу войны. Итогом стали санкции против китайских товаров на 200 млрд. долларов, и встречные – на 60 млрд. Вроде война снова поставлена на паузу. Вроде, США пока только пообещали отложить повышение тарифов на китайские товары до марта 2019 г., а не полностью исключили такую возможность. 
Аналитики ожидали укрепление евро, большего роста ВВП Германии, улучшений во Франции (Макрон презентовал масштабную программу реформ) и в целом в ЕС. Германия выросла на 1.8% вместо 2.3%, во Франции бардак, инвесторы бегут в американские защитные активы, в Италии снова проблемы с бюджетом, и Еврокомиссия ополчилась на последнюю, несмотря на то, что бюджет Италии не выходит за пределы, обусловленные евродоговором. В общем, Европа – еще одно разочарование.
Британию, судя по всему ждет жесткий Brexit. Ситуация в Великобритании складывается так, что на повестке дня появляется вариант выхода страны из ЕС без какого-либо соглашения вообще, т.к. парламент Великобритании категорически против варианта Brexit, представленного премьер-министром Терезой Мэй. Британию жаль (кому-нибудь? Мне – нет), но ее Еврокомиссия и континентальная Европа намерена примерно наказать. Прогноз на 2019 год – печальный. Есть вероятность, что европейский финансовый центр переместится из Лондона во Франкфурт. Британию ждет потеря весомой доли бизнеса и рабочих мест. Вероятно, снижение экономики.
В Китае, возможно, реализуются негативные прогнозы, снижение темпов роста ВВП, что в сочетании с его высокой закредитованностью (суммарный долг Китая составляет около 250% ВВП) выглядит главным риском для мировой экономики в будущие годы. Тот факт, что экономика Китая уже показывает замедление – с 6,8% г/г в 1 полугодии 2018 до 6,5% г/г в 3 квартале этого года – подтверждает эти опасения.  
Хотя, я бы заметил, что все складывается не так плохо, как могло бы быть. Под конец года Трамп подкинул приятный сюрприз, решил вывести войска из Сирии. Однако есть и неприятный сюрприз, похоже кризиса на американском фондовом рынке все-таки не избежать. При чем, интересный момент, все и я лично, ожидали кризис по типу 2008 года, только масштабнее, а там, возможно, реализуется кризис 2000-го, кризис  Dot-com-ов, издание второе, улучшенное и дополненное. Есть ощущение, что снова кризис начнется, собственно уже начался, в самой разогретой сфере – в хай-теке. Facebook, Netflix, Amazon, Apple, Google.
Если IT-пузырь лопнет сейчас, это ударит по американской экономике сильнее, чем 18 лет назад. В условиях развязанных Трампом торговых войн именно, высокотехнологичные компании удерживают рынок от падения: рост индекса в этом году на 80 процентов обеспечен ценными бумагами FAANG (Facebook, Apple, Amazon, Netflix, Google). Именно поэтому сейчас так активен Мнучин, если кризис пойдет по тому сценарию, он затянется – минимум Nasdaq Composite покакзал только через два года, 9 октября 2002 года - 1114,11 пункта, против 5046,86 пунктов в марте 2000 года. Два года – это как раз компания по выборам презитента США, а история показала, что ни один президент, при котором фондовый рынок падал, не смог переизбраться.
Такие вот интересные итоги года.

Картина дня

наверх