На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 136 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вовладар Даров
    Нечего валить вину на кого то, коль у самого нос в говне!Секретарь Совбеза...
  • Вовладар Даров
    Да не ему решать будет или не будет, народ решит!!!!Шольц: возврата Г...
  • ШКИПЕР
    Просрал ты Олаф Германию, просрал !Шольц: возврата Г...

Через тернии к низкой инфляции

В июне потребительская инфляция снизилась на треть, в основном – за счёт выхода на рынок овощей нового урожая. Прочие товарные рынки продолжают реагировать на «крымское» ослабление рубля, реакции на укрепление рубля пока не видно.

Инфляция в июне замедлилась до 0,6% с 0,9% в мае, но по-прежнему остаётся выше прошлогодних значений – темп скользящей годовой инфляции повысился до 7,8% с 7,6% в мае. Снижение текущей инфляции стало следствием не только отрицательного сезонного фактора (прежде всего – в продовольственном сегменте), но и общим улучшением ситуации на товарных рынках.

Динамика цен в последние месяцы, даже если говорить о скорректированных на сезонность данных, была обусловлена целым рядом значимых факторов, которые статистика Росстата за июнь позволяет более точно специфицировать. Во-первых, товарные рынки всё ещё адаптируются к ослаблению рубля, случившемуся в первом квартале. При этом серьёзных свидетельств осязаемой реакции цен на обратный процесс – происходящее со второй половины марта укрепление рубля – не наблюдалось и в июне. Да, пик сезонно-сглаженного роста цен остался позади, в марте-апреле (1,5% в продовольственных товарах и 0,5% в непродовольственных), но темпы роста цен в мае и июне по-прежнему были выше темпов, наблюдавшихся до ослабления рубля, причём не только по крупным агрегатам, но и по большинству отдельных товарных групп. Единственное значимое исключение – плодоовощная продукция, но и здесь сильное снижение цен, скорее всего, обусловлено наступлением нового сельскохозяйственного сезона, приведшего к устранению ранее образовавшихся дисбалансов на рынке овощей и картофеля, и преимущественно – за счёт отечественной продукции. Для сравнения, сезонно сглаженные цены на практически полностью поступающие из-за рубежа фрукты, как правило, не снижались в последние месяцы.

Во-вторых, происходит постепенная нормализация ситуации на отдельных продовольственных рынках. Так, мировые цены на молоко, достигнув максимума в апреле, начали снижаться, что, наряду с ослаблением влияния произошедшей девальвации, способствовало сильному замедлению роста цен на молочную продукцию. Начинает нормализовываться ситуация на мясном рынке, осложнившаяся из-за введения Россией с апреля текущего года запрета на импорт свинины из Европы и запрета на импорт говядины из Австралии (в первом случае из-за распространения болезней, во втором – обнаружении факта использования запрещённого в России гормона). На свинину цены подскочили к концу июня на 15%, а в целом на все мясопродукты – на 8%. В июне рост цен на мясопродукты замедлился до 2,3% с пиковых 3,2% в мае. Согласно оперативным недельным данным, подорожание мясной продукции продолжалось и в начале июля, но значительно более медленное. Про «плодоовощную сезонность» мы уже говорили: снижение цен за май-июнь с лихвой компенсировало рост в феврале-апреле.

В-третьих, в сегменте непродовольственных товаров эффект от девальвации оказался ещё более растянутым по времени, чем в продовольствии. Так, рост цен, разогнавшийся к марту до темпа 0,6% в месяц, к концу июня так и не опустился ниже 0,5% в месяц («норма» до девальвации – 0,3%). При этом замедление роста цен было бы ещё менее заметным, если бы не рынок автомобилей, рост цен на котором в мае и июне резко притормозил до 0,4% и 0,2% соответственно –вследствие начавшегося в апреле обвального падения продаж (дошедшего до -17,3% в июне текущего года, относительно июня 2013 г.).

Из вышесказанного следует, что, процесс замедления инфляции только начинается. Несмотря на некоторые израсходованные ресурсы (например, цены на плодоовощную продукцию, которые вряд ли и дальше будут снижаться темпом 6% в месяц, после устранения сезонности), настоящее полномасштабное снижение инфляции ещё впереди… если не брать во внимание индексацию тарифов в июле.

Но впрочем, прирост тарифов для населения в этом году будет рекордно низким (в среднем 4,2%; 11,0% в прошлом году), так что это не сильно повредит понижательному инфляционному тренду. Мы склонны согласиться с прогнозом Минэкономики о том, что накопленный годовой темп инфляции по итогам июля снизится до 7,5% – для этого нужно, чтобы прирост цен в июле не превысил 0,5%. Если это произойдёт, и никаких новых инфляционных шоков не случится, то к концу года инфляция вполне может полностью отыграть те примерно 1,6 п.п., которые события последних пяти месяцев прибавили к годовому темпу инфляции.

Фото: Shutterstock.com

Картина дня

наверх