На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 246 подписчиков

Свежие комментарии

  • В С
    Какая то смерть у них лёгкая.В Запорожской обл...
  • Андрей Шишинов
    А что самое печальное, - если сейчас проводить выборы, то ушибленные на всю голову кастрюлеголовые стадом побегут гол...Залужный в Лондон...
  • vitaly yanushkevich
    Он не только Монастырского убил, а сколько безымянных братских могил, засекреченных, по Украине.Депутат Рады обви...

Вспомним о долгах российских регионов

Накануне были опубликованы данные Минфина России об объеме государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований за первые четыре месяца 2014 года. На этот раз Минфин предоставил данные не только об объеме, но и о структуре долга. Это позволяет уточнить оценки, сделанные нами в предыдущих выпусках мониторинга.

По состоянию на 1 мая региональный долг (без учета долга муниципальных образований) составлял 1686 млрд. руб., из которых около 40% приходится на кредиты банков, 29% составляют бюджетные кредиты и 25,5% – ценные бумаги. Структура долга отличается от структуры финансирования бюджетного дефицита региональных бюджетов в 2012 и 2013 гг. прежде всего высокой долей бюджетных кредитов. Похоже, что бюджетные кредиты не расцениваются регионами, а заодно и федеральным центром как долг, подлежащий безусловному погашению, а систематически реструктурируются.

С точки зрения соотношения объема задолженности перед коммерческими банками с налоговыми и неналоговыми доходами за 2013 г. «лидируют» Астраханская область (73%), Республика Марий-Эл (69%), Кировская область (62%). По относительному объему бюджетных кредитов также есть свои лидеры: здесь впереди Чукотский автономный округ (119%), далее идут Мордовия (89%) и Северная Осетия (64,7%).

Задолженность по государственным облигациям присутствует на балансе 35 регионов. В абсолютных величинах здесь лидирует Москва (149 млрд. руб., или 35% от общего объёма задолженности по региональным облигациям). Однако с точки зрения относительного объёма задолженности в «лидерах» оказываются Костромская область (48%) и Хакасия (36%), а для Москвы этот показатель равен всего 10%.

Новые данные позволяют с большей степенью надёжности оценить выполнение предписаний Бюджетного Кодекса, ограничивающих соотношение регионального долга и налоговых и неналоговых доходов регионов. Формально, на основе использования отчётных данных за 2013 год можно констатировать, что для шести регионов, в том числе для Чукотского автономного округа и Мордовии, это соотношение превысило 100%, и эти регионы не могут принимать на себя новых долговых обязательств. Однако, в соответствии со специальной нормой Бюджетного Кодекса, до 2017 года при расчёте предельной величины долга регионы могут не учитывать бюджетные кредиты, и… с учётом этой поправки регионов-нарушителей вообще не оказалось.

Бюджетный Кодекс предусматривает пониженное до 50% соотношение госдолга и собственных доходов для высокодотационных регионов (регионов, в которых трансферты составляют более 60% доходов). В 2013 году 12 регионов России относились к числу высокодотационных, однако при вычитании из госдолга задолженности по бюджетным кредитам и для них можно констатировать выполнение требований Бюджетного кодекса.

Хотя бюджетные нормы, ограничивающие соотношение долга и налоговых и неналоговых доходов регионов, формально выполняются, очевидно, что тяжесть долговой проблемы постепенно нарастает и проблемы концентрируются в группе слабых в финансовом отношении регионов с относительно низким объёмом доходов на душу населения, не имеющих возможности и практического опыта выхода на облигационные рынки и вынужденных прибегать к дорогим банковским кредитам. Эти же регионы оказываются в возрастающей зависимости от федерального центра из-за растущей потребности в бюджетных кредитах.

В соответствии с нашим инерционным прогнозом, в 2014 году дефицит консолидированных региональных бюджетов может составить 1,2% ВВП (850 млрд. руб.). По нашим оценкам, примерно 30% этой суммы может быть профинансировано за счёт банковских кредитов (при условии наличия суверенных государственных гарантий), 18% – за счёт размещения ценных бумаг, 12% – за счёт бюджетных кредитов (с учётом поправок в федеральный бюджет), а оставшиеся 40% будут поделены в неизвестной пропорции между доходами от приватизации, уменьшением остатков на счетах (для регионов, у которых такие остатки сохранились) и секвестром. Понятно, что уровень напряжённости финансирования бюджетного дефицита существенно дифференцирован, и каким-то регионам придётся идти на серьёзное хирургическое вмешательство в объем расходов.

Фото: Shutterstock.com

наверх