Какое бы удивление не изобразили на лицах операторы спорного газопровода «Северный поток —2», читай: Газпрома, вынесенным в среду приговором Верховного земельного суда Дюссельдорфа, но другой приговор вряд ли был возможен. Потому что если бы суд освободил газопровод от соблюдения норм газовой директивы ЕС, то вмешалась бы Европейская комиссия. «У нас не было бы другого выхода, как только подать апелляцию на иное решение», — заявили оттуда в четверг. Положение о распространении требований газовой директивы ЕС и на третьи страны однозначно определяет, что для «Северного потока — 2» не может быть сделано исключение, так как строительство газопровода не было завершено к 23 мая 2019 года, то есть к моменту вступления директивы в силу.
Никого не удивило и то, что операторы газопровода продолжают утверждать, что их «незаконно дискриминируют». Они могут оспорить приговор земельного суда Дюссельдорфа в Высшем федеральном суде Германии. Кроме того, они попытаются оспорить саму директиву в Европейском суде. Приговор должен быть вынесен в 2022 году. А на основании Энергетической хартии они требуют возмещения убытков в арбитраже. Но в конечном итоге «Северному потоку — 2» придется выполнить три ключевых требования газовой директивы: предоставить допуск к трубопроводу других поставщиков газа; взимать с них плату за пользование газопроводом только по расценкам, разрешенным Федеральным сетевым агентством; строго разделять компании, поставляющие газ, и компании, его транспортирующие.
Теоретическая роль
Первые два пункта часто считают чисто формальными. Якобы допуск третьих лиц к «Северному потоку — 2» играет лишь теоретическую роль. Ведь только последние 54 километра газопровода общей длиной 1200 километров, проходящие через территорию Германию, подпадают под законодательство ЕС. А там никакие третьи лица не могут подключиться к газопроводу. Но у Европейской комиссии другое мнение на этот счет. Как там говорят, если на последнем отрезке газопровода газ нельзя к нему подключиться, то тогда это должно произойти на стартовом рубеже в России. Хотя Газпром и обладает экспортной монополией на газ, но на российский сжиженный газ она уже не распространяется.
Спорным является и самый сложный пункт — разделение операторов газопровода и поставщиков газа. Еще в июне компания Nord Stream 2 подала заявку в Федеральное сетевое агентство на сертификацию себя в качестве «Независимого оператора транспортной сети». Компания хочет выполнить требования по разделению полномочий, отделив бухгалтерию и оперативное управление от материнского концерна. У Федерального сетевого агентства есть четыре месяца на проверку этой заявки, после того как будут предоставлены необходимые документы, чего пока не произошло. Но судя по всему боннское ведомство в принципе готово допустить подобную конструкцию. Однако с точки зрения служащих Европейской Комиссии, занимающихся этой темой, нормы директивы ЕС таким образом выполнены не будут. Без продажи газопровода проблему не решить, считают они.
Решающий пункт
Напрямую запретить сертификацию Комиссия не может. Федеральное сетевое агентство вправе лишь учитывать мнение Комиссии. Однако она может подать иск против Германии из-за нарушения договора, если агентство слишком сильно отойдет от правовых представлений Комиссии.
Но более серьезная опасность грозит «Северному потоку — 2» со стороны федерального министерства экономики. Оно должно оценить, не исходит ли от газопровода опасности для надежного энергоснабжения Германии и ЕС. Только если на этот вопрос будет дан отрицательный ответ, Сетевое агентство может выдать сертификат. Министерство экономики должно дать свое заключение в течение трех месяцев. Поэтому для «Северного потока — 2» важно, будет ли оно получено до выборов в бундестаг или же после, когда министерство окажется в руках «Зеленых», критически настроенных к газопроводу.
На достраивание газопровода это не окажет никакого влияния, как и на то, что действительно еще в этом году по нему может пойти первый газ из России в Германию. Вполне возможно, что компания Nord Stream 2 закачает газ в трубу еще до того, как Сетевое агентство выдаст ей сертификат. Даже если федеральное министерство экономики запретит это оператору, он может опротестовать такое решение в суде и продолжать поставки газа. В худшем случае ему грозят штрафы, и кроме того у него остается последняя опция — все-таки когда-нибудь продать газопровод другому сертифицированному оператору.
Свежие комментарии