С начала 2014 года на фоне падения мировых цен на нефть рубль ослабел к доллару на 60 процентов, к евро – почти на 50 процентов.
К спекуляциям на валютном рынке с курсом рубля причастны крупные корпорации, которые заключали с банками внебиржевые валютные контракты. Об этом, как сообщает «Reuters Россия», заявил директор департамента финансовой стабильности Центробанка Сергея Моисеева на РЕПО-форуме.
По версии регулятора, корпорации и банки заключали форвардные контракты [срочный контракт, согласно которому определенный товар или валюта поставляются в определенный момент в будущем - прим.Финам.Info], фактически играв против курса рубля.
По словам Моисеева, Центробанк предупреждал о будущем росте волатильности рубля в ходе перехода к плавающему курсу, однако «многие банки умудрялись продавать существенные объемы внебиржевых валютных деривативов [один из вариантов ценных бумаг] своим клиентам» в лице крупных корпораций. Сложившиеся тогда обстоятельства, как считает банкир, «говорили против таких сделок».
«И как следствие, когда цена на нефть поползла вниз, большую часть этих деривативов пришлось исполнять, и поэтому мы последние несколько месяцев, когда началось движение рубля вслед за ценами на нефть, мы стали свидетелями того, как у крупных российских корпораций убытки по внебиржевым деривативам с валютной компонентой начали достигать суммы, исчисляющейся десятками миллиардов рублей. Это факт жизни», - отметил Моисеев.
Падение цен на нефть и ослабление рубля в последние месяцы вынудило исполнить большую часть договоров-деривативов, что привело к убыткам корпораций на десятки миллиардов рублей, пояснил Моисеев. С начала 2014 года на фоне падения мировых цен на нефть рубль ослабел к доллару на 60 процентов, к евро – почти на 50 процентов.
«Мы столкнулись с некоторым новым феноменом - это теневой рынок внебиржевых деривативов, риски по которому остаются загадкой, поскольку ни объемы рынка, ни объемы потерь для нас не раскрываются. Они неизвестны, это теневой рынок», - заявил Моисеев.
При этом России удалось избежать последствий наподобие финансового кризиса после краха американского инвестбанка Lehman Brothers в 2008 году. «Сейчас большая часть сделок [с деривативами] либо досрочно прекращена с выплатой компенсации, либо структурирована, то есть начались процессы, которые у Lehman Brothers заняли несколько лет, у нас, слава богу, позиции не триллионы долларов, а поменьше, поэтому их можно было более или менее быстро урегулировать», - рассказал представитель ЦБ.
Моисеева удивило, что деривативами пользовались не только крупные экспортеры, получающие выручку в иностранной валюте, но и другие компании. Большая часть таких ценных бумаг выпускалась для предприятий, которые хотели снизить расходы на обслуживание кредитов или заработать деньги на колебаниях курсов, а «вовсе не в целях хеджирования, к чему они природой предназначены», - подчеркнул он.
В связи со сложившейся ситуацией Центробанк хочет ускорить принятие закона о репозитарии, чтобы у корпораций наряду с профессиональными участниками рынка была обязанность отчитываться о своих деривативах. «Потому что последствия мы видим какие - что потом приходится обращаться в правительство за поддержкой», - напомнил Моисеев.
Так, к примеру, в Фонд национального благосостояния (ФНБ) РФ обратились не только крупные компании – «Новатэк», «Роснефть», ВТБ и другие, но и частные банки.
В ноябре ЦБ предостерге российских экспортеров от попыток спекулировать с валютной выручкой, которые могли обернуться убытками им самим. Зампред Банка России Ксения Юдаева тогда заявила, что такие действия приводят к еще большим колебаниям курса рубля, отмечала.
8 декабря председатель правительства Дмитрий Медведев поручил Минфину, Росфинмониторингу, МВД и ФСБ совместно с ЦБ принять меры по пресечению «спекулятивных действий» на валютном рынке и доложить о результатах до 19 декабря.
4 декабря во время очередного послания Федеральному собранию президент России Владимир Путин поручил правительству и ЦБ «отбить охоту» у спекулянтов играть на курсе рубля. Глава государства не уточнил, кто эти спекулянты, однако заявил, что власти «знают их» и имеют инструменты влияния на них.
Фото: shutterstock.com
Свежие комментарии