На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 127 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ингерман Ланская
    какая печалька для укро-нацистовВ ВСУ наметилась ...
  • Николай
    "Было ваше – стало наше". До 22:00 шуба ваша, а после 22:00 наша. Так говорили бандиты в 20-х годах. Боррель из этой ...Было ваше – стало...
  • Александр Самбур
    Экс-чиновник Мино...

Эпизод, который ярко показал Британию, как страну разбойников и пиратов

Более 200 лет назад на свет появился интересный термин «копенгагировать»  (to copenhagen). Появился он после одного крайне интересного события. В начале XIX века союз держав, направленный на борьбу с наполеоновской Францией, развалился. С Наполеоном Бонопартом продолжала воевать только Англия. Однако война была странной – у англичан не было сильной армии для того, чтобы воевать с Францией на континенте, а у французов – достаточно мощного флота, чтобы высадится на территории Британских островов. Пат.

Тогда Наполеон организовал «континентальную экономическую блокаду» чтобы подорвать английскую экономику. Шло это не слишком успешно, процветала контрабанда, есть информация, что сам Бонопарт контрабандно покупал английское сукно для обмундирования своей армии. Но англичан эта блокада очень нервировала.

Британский королевский флот захватывал торговые суда нейтральных государств в случае подозрения, что они ведут торговлю с Францией. После выхода России из антифранцузской коалиции император Павел I предложил для защиты судоходства возобновить политику вооружённого нейтралитета, успешно действовавшую в период войны за независимость США. К союзу, созданному в декабре 1800 года, присоединились Дания, Пруссия и Швеция. Британское правительство усмотрело в этом союзе серьёзную угрозу интересам Великобритании.

В начале 1801 года англичане подготовили флот с целью противодействия союзу. Британцы спешили активизироваться до того, как растают льды Балтийского моря и русский флот выйдет со своих баз в Кронштадте и Ревеле. Датчанам был послан ультиматум с требованием выхода из союза. 12 марта британский флот вышел в море и 19 марта прибыл в Скаген, где было получено сообщение, что Дания ультиматум отклонила.

Англичане решили, что вопрос следует решить силой. Мнения британцев разошлись. Командующий флотом адмирал Паркер считал, что следует просто блокировать выход из Балтийского моря, заместитель командующего вице-адмирал Горацио Нельсон настаивал на активных действиях.

В 9:30 утра датские корабли, поставленные на якорь вдоль побережья, и их береговая артиллерия были атакованы превосходящими силами англичан. После нескольких часов ожесточённой артиллерийской перестрелки командовавший английским флотом адмирал Паркер отдал приказ об отводе кораблей, но Нельсон, не подчинившись ему, продолжил сражение. Издевательски он поднес подзорную трубу к черной повязке, что прикрывала его выбитый глаз и заявил, что не видит приказа к отступлению. К вечеру, после прекращения огня, англичане отправили к датскому кронпринцу Фредерику парламентёров с требованиями о признании поражения. 3 апреля в Копенгагене во дворце Амалиенборг Нельсон провёл двухчасовые переговоры с Фредериком. Вице-адмирал потребовал от датчан либо разоружения флота, либо передачи его британской короне. После дальнейших длительных переговоров 8 апреля было подписано перемирие на 14 недель, датский флот был частично затоплен, частично отправлен в Англию.

Надо отметить, что Копенгагену не повезло еще раз, не прошло и десяти лет, в 1807 году. Датчане снова сохраняли нейиралитет и отказались присоединится к англо-русско-шведскому союзу против Наполеона. Но англичанам было мало нейтралитета Дании.

Британский кабинет министров одобрил 14 июля 1807 года отправку 21 корабля в Каттегат для наблюдения за передвижениями датских кораблей. Адмиралтейство выделило на эту операцию более полусотни кораблей. Уже 20 июля в сторону Дании было направлено 25 тысяч солдат.

Каннинг пытался предотвратить боевые действия, предлагая Дании союзнические отношения и защиту со стороны британской эскадры из 21 корабля. Французский министр Талейран, в свою очередь, требовал от датчан отказа от нейтралитета и вооружённой поддержки французской армии, угрожая в противном случае направить на завоевание Гольштейна маршала Бернадота. Таким образом, датское правительство оказалось между двух огней. В качестве обеспечительной меры неучастия Дании на стороне Наполеона, англичане потребовали передачи датского военного флота в «депозит». Датский принц-регент отказался.

Надо заметить, что датчане не ожидали военных действий. Их армия была сосредоточена вдоль границы с Пруссией – они опасались возможного удара Наполеона, а военный флот стоял разоруженным в порту Копенгагена - Фредерик VI полагал, что этого будет достаточно для демонстрации мирных намерений.

Британцам этого оказалось мало. Со 2 по 5 сентября английский флот осуществлял артиллерийский обстрел датской столицы: 5000 залпов в первую ночь, 2000 залпов во вторую ночь и 7000 — в третью. При этом погибло не менее 2000 гражданских жителей столицы, было разрушено каждое третье здание. При обстреле использовались обладавшие зажигательным действием ракеты Конгрива, из-за чего в осаждённом городе вспыхнули пожары.

В датской историографии эти события называются первой в мире "terrorbombardement" ("террористической бомбардировкой" или "бомбардировкой устрашения"). Столица Дании сдалась, и англичане просто угнали к себе датский флот из 18 кораблей и 16 фрегатов.

В европейских столицах это нападение на нейтральную страну без объявления войны и бомбардировки не военной цели, а мирного города вызвало возмущение. Британский министр иностранных дел Каннинг принял новости о захвате датского флота восторженно, заявив, что не слышал «ни о чём более блестящем, более здравом и более эффективном», чем эта операция. Подобного мнения держался и Персеваль, лорда казначейства.

«Протесты Парижа и Петербурга по поводу бомбардировки города, в Лондоне назвали пропагандистской шумихой, призванной прикрыть их собственные захватнические планы».

И как назвать после этого британцев, если не разбойниками и пиратами?

Михеев Сергей

Картина дня

наверх