На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 127 подписчиков

Свежие комментарии

  • Stanislav Abaydulin
    Почему бы нет , если хотят пусть принимают гражданство , но на условиях что прописаны в конституции РФ , если призывн...Арестович* расска...
  • Светлана Зуева
    Всех на фронт,в окопы на фарш!!! Особливо тех,кто так рьяно просит военной помощи!Итальянский журна...
  • Eduard
    Требуйте,так отправьте их бандеролью на фронт!Итальянский журна...

История модернизаций: эпоха Мэйдзи

Один из наиболее ярких примеров удачной модернизации явила нам в середине XIX века Япония. И как ни странно, реформирование началось с национального унижения.

Но вспомним страницы из школьного учебника истории. До середины позапрошлого века Япония представляла собой абсолютно закрытую страну с жестким кастовым социальным устройством. Правили ею сёгуны, а на протяжении последних двух с половиной веков это были представители клана Токугава. Социальная пирамида строилась следующим образом наверху вместе с сёгунатом стояли дайме (феодалы) и самураи (военная элита). Кстати, самураи получали от дайме жалование в виде рисовых пайков. Ниже на социальной лесенке находились крестьяне, купцы и ремесленники. Они были абсолютно бесправны по отношению к высшим сословиям. Самурай за надуманное оскорбление мог зарубить каждого из них, ремесленники не имели права менять свой род деятельности, а крестьяне должны были отдавать феодалам от половины своего урожая и были полностью во власти дайме. Еще ниже находились эта (парии) и хинин (нищие), которые вообще не имели никаких прав. Все это порождало социальную напряженность: к примеру, лишь с 1853 по 1856 год произошло 52 крестьянских бунта.

Но тут 18 июля 1853 года черная эскадра американского коммодора Мэтью Пери вошла в бухту Урага. И вот тут произошел анекдотический случай: сёгунат решил использовать услуги ниндзи из клана Савамура. Его послали на флагманский корабль с целью добыть сведения о планах коварных северных варваров. И он сходил. Сёгунской комиссии он представил набор очень важных предметов: свечку, кусок мыла и листок бумаги, исписанный загадочными знаками. И только через столетие один из журналистов увидел этот таинственный листок у потомков того ниндзи. Текст начинался там словами: «Француженки хороши в постели, немки на кухне...». За сверхсекретную шифровку приняли список с популярной матросской песенки.

Японцам пришлось пойти на все условия американцев: фиксированные пошлины, неподсудность американцев местным судам. Но именно это унижение стало толчком к будущему модернизационному скачку.

14 марта 1868 года молодой император Мэйдзи собрал своих сторонников и провозгласил принципы своей будущей национальной политики: всенародные обсуждения важных государственных вопросов, объединение всех сословий во имя развития экономики, наделение всех жителей базовыми правами, соответствие местного законодательства международному праву, приобретение знаний по всему миру.

То есть, модернизация началась с перестройки устарелой социальной конструкции. Затем выбили почву из под феодалов, причем в прямом смысле этого слова. Была введена единая денежная система (до этого в стране имели хождения 1694 денежных знаков). Иностранные инвестиции привели к тому, что потребовалось большое количество квалифицированных кадров. По всей Японии стали открываться технические школы, куда активно привлекались иностранные преподаватели. И уже через два десятилетия страна превратилась в первого «азиатского тигра», готового прыгнуть на международную арену и драться за свой кусок с маслом.

Однако, одновременно в стране зародилась другая проблема, для решения которой Японии придется еще раз пройти через унижение – слишком большая концентрация самураев в системе управления привела к ее милитаризации. Но это уже другая история.

Владимир ГЛИНСКИЙ.

Картина дня

наверх