В ходе совещания у президента чиновники обсуждали вопрос о том, как залатать дыры в бюджете за счет населения и компаний.
Рассматривалось два варианта: введение налога с продаж в размере 3% или повышение налога на добавленную стоимость (НДС) на два процентных пункта. Представители финансово-экономического блока правительства настаивали на втором варианте, так как рисков будет меньше, а финансовых поступлений – больше.
Тем не менее, президент встал на сторону своего помощника Андрея Белоусова, первого вице-премьера Игоря Шувалова и вице-премьера Аркадия Дворковича, которые лоббировали налог с продаж, сообщают Ведомости со ссылкой на трех федеральных чиновников, которые принимали участие в совещании.Финансово-экономический блок настаивал на повышении НДС на 2% с 2015 года. По оценкам правительства повышения НДС значительно повысило бы финансовые поступления. За 2015 год это пополнило бы федеральный бюджет на 1,5 трлн рублей. Ключевое преимущество налога с продаж перед НДС – отчисления в региональные бюджеты, которые страдают от высокого дефицита. Тем не менее, суммарный доход от налога с продаж в 2015 году оценивается в 195 млрд, в 2016 – в 211 млрд, в 2017 – в 230 млрд рублей.
Министерство финансов настаивало на повышении НДС, а часть полученных средств (500 млрд рублей) перечислять регионам в качестве трансферта. Оставшиеся же средства планировалось распределять на инвестиции в Крым и дорожную инфраструктуру.
При этом аналитики отмечают низкую собираемость налога с продаж, они отмечают, что максимальный показатель собираемости, которого можно достигнуть в ближайшее время – 50%. В то время как собираемость НДС оценивается в 94%. Эксперты отмечают, что Федеральная налоговая служба уже накопила необходимый опыт для того, чтобы контролировать незаконное возмещение.
Более того, эксперты отмечают, что налог с продаж намного болезненней отразится, чем повышение НДС. В качестве примера они приводят данные по инфляции: введение налога с продаж повысит инфляцию в общей сложности на 2,1%, а то и вовсе на 3%, повышение НДС приведет к повышению цен на 1,7%.
Налог с продаж обяжет средние и малые розничные сети перенести свои финансовые нагрузки на конечного потребителя, что опять же ударит по объему розничных продаж.
О возможности введения налога с продаж стало известно 1 июля 2014 года, когда министр финансов Антон Силуанов рассказал журналистам, что в правительстве рассматривается вопрос о предоставлении регионам права на введение налога с продаж. Силуанов заявил, что ставка нового налога будет на уровне 3%, однако ряд источников в финансово-экономическом блоке правительства не исключают, что ставка налога с продаж может быть повышена до 5%.
Налог с продаж вводился на территории России дважды. Впервые это произошло в 1991 году, когда этот налог был введён законодательством СССР. Ставка налога была установлена в размере 5 процентов. Однако уже в конце того же года одновременно с распадом Советского Союза произошли фундаментальные изменения в российском налоговом законодательстве. В новой системе налогов и сборов, введённой законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» с 1 января 1992 года, налог с продаж отсутствовал.
Второй раз налог с продаж был введён в России в 1998 году в качестве регионального налога. При этом законодательно было установлено, что каждый субъект федерации самостоятельно принимает решение о введении налога на своей территории, а также устанавливает его ставку в пределах максимальной. Максимальная ставка была вновь установлена в размере 5 процентов.
Кроме того, налоговым законодательством было установлено, что с введением на территории субъекта федерации налога с продаж прекращается взимание основной части местных налогов. Предусмотрен был также обширный перечень товаров и услуг, реализация которых налогом с продаж не облагается.
В 1998 и 1999 годах налог с продаж был введён в большинстве субъектов Российской Федерации. Большинство из субъектов, в которых был введён налог, установили ставку в размере 5 процентов (максимально возможном). С 1 января 2004 года налог с продаж в России не взимается.
Ранее Счетная палата РФ сообщала, что по итогам первого квартала 2014 года задолженность регионов перед государством выросла на 16,7 млрд рублей (1%) до 1,754 трлн рублей. Суммарный дефицит региональных бюджетов за 2013 год оценивается в 642 миллиарда рублей.
Большая часть государственного долга приходится на шесть российских регионов: Москва – 9,8%, Краснодарский край - 7,1%, Республика Татарстан - 4,9%, Московская область – 4,5%, Красноярский край – 3,3% и Нижегородская область – 3,1%.
Основная масса государственного долга регионов (40%) – это долговые обязательства перед иностранными и международными кредитно-финансовыми организациями, 27,3% - это долги регионов в рамках российской бюджетной системы. Долги по государственным ценным бумагам составляют 25,6% общего долга регионов, на государственные гарантии приходится 7% долга, на все остальное приходится 0,1% общего долга.
По данным Счетной палаты РФ общее количество регионов, которые испытывают дефицит регионального бюджета, увеличилось с 67 в 2012 году, до 77 регионов в 2013 году. Общий дефицит региональных бюджетов же за год вырос в 2,3 раза, объем государственного и муниципального долга увеличился на 27%.
Фото: Shutterstock
Свежие комментарии