Недавнее заявление Сергея Шойгу о необходимости строительства в Сибири от 3 до 5 новых больших городов заставляет обратить на себя самое пристальное внимание. Все-таки говорит действующий министр обороны, в прошлом два десятилетия возглавлявший МЧС. Скажем прямо, не последний человек в стране, и он мечтает о «повторном освоении Сибири». Что же стоит за этим предложением, и стоит ли пожелать Сергею Кужугетовичу его исполнения?
Стоит. Удивительно, но почему-то именно глава оборонного ведомства демонстрирует больше государственнического подхода к экономике, чем все так называемые «системные либералы» в правительстве вместе взятые. Россия – это гигантская страна, самая большая в мире по площади, но, увы, лишь меньшая ее часть хорошо освоена и пригодна к нормальному проживанию и ведению хозяйственной деятельности. Большинство населения проживает в ее центральной и западной части, а в Сибири или на Дальнем Востоке можно неделями идти по лесу и не встретить никого, кроме голодного медведя, а то и тигра. При этом именно в восточной части России сосредоточены гигантские запасы природных ресурсов, которые не дают покоя нашим «иностранным партнерам».
В советский период решить эту проблему пытались за счет масштабного строительства транспортной инфраструктуры, Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, которые должны были соединить Центральную Россию с Сибирью и Дальним Востоком, обеспечив надежный выход к Тихому океану. Привлекать кадры для освоения новых пространств власти пытались разными способами: от повышенных зарплат до применения добровольно-принудительных методов. После распада СССР ситуация, к сожалению, стремительно деградировала. С рабочими местами возникла напряженка, инфраструктура в небольших городках и населенных пунктах стала разваливаться. Трудоспособное население взяло в руки чемоданы и начало перебираться западнее, в крупные города, где обстановка была получше. Так уж сложилось, что в крупных агломерациях больше работы и выше общий уровень жизни. И эти центробежные процессы, продолжающиеся уже три десятка лет, представляют собой в перспективе реальную опасность для целостности нашей страны. Через границу там, на Дальнем Востоке, рядышком находится перенаселенный Китай с его 1,5 миллиарда человек. В последнее время в СМИ и блогосфере пошла мода преуменьшать эту потенциальную угрозу, но, в целом, это весьма неразумный и недальновидный подход. Отметим, что о необходимости «возвращения в Сибирь» говорит не кто-то, а министр обороны РФ, причем уже не в первый раз, и масштаб проекта все время возрастает. В 2019 году Сергей Кужугетович рассказал о планах на 1-2 новых города:
Вспомните, как искренне люди ехали на все эти стройки! Я очень хочу вернуться в Сибирь и построить там один, а лучше ещё два города! И верю, что моя мечта осуществится.
Летом 2021 года Шойгу говорит уже по 3-5 городов:
Нам необходимо <...> построить три, а лучше пять крупных центров научно-промышленных, экономических центров, проще говоря — городов с населением 300 000–500 000, лучше — до миллиона человек.
Давайте попытаемся представить, о чем конкретно может идти речь. Министр сразу же оговорился, что ни о каком «переносе столицы в Сибирь» разговора вообще не идет, и это хороший признак, поскольку иначе идея выглядела бы как пустое прожектерство. Зато из предыдущих его заявлений можно примерно понять, что он имеет в виду. Сергей Шойгу еще 3 года назад говорил о проектах вроде Саяно-Шушенской ГЭС, Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Комсомольска-на-Амуре в качестве «якорных». Итак, некие точки отсчета у нас уже есть.
В настоящее время в России идет процесс модернизации и расширения пропускных возможностей двух стратегически важных железнодорожных магистралей – Транссибирской и Байкало-Амурской (БАМ). При текущей экономической модели эти две сухопутные транспортные артерии нужны для решения двух основных задач: транзита китайских товаров из Азии в Европу, а также для вывоза природных ресурсов в Поднебесную. Но слова Сергея Кужугетовича заставляют несколько по-новому посмотреть на эти инфраструктурные проекты. Глава оборонного ведомства говорит о новых городах в Сибири именно как о крупных экономических, научно-производственных центрах и делает отсылку к нереализованным планам советского руководства. А это уже совсем интересно.
Давайте вспомним, что БАМ планировался в свое время не только как запасной маршрут на случай перекрытия Транссиба китайцами или японцами, но и как составная часть комплексного проекта по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Вдоль всей протяженности Байкало-Амурской магистрали предполагалось построить от 9 до 11 крупных территориально-промышленных комплексов. Они должны были стать «хребтом» для освоения малонаселенной, но богатой природными ресурсами территории. Из них реализовать получилось только Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Что-то там пытались делать «Базовый элемент» Олега Дерипаски и «Металлоинвест» Алишера Усманова уже в наше время.
Итак, 3-5 новых города с населением от 300000 до 1000000 жителей, и где же они могут возникнуть? Логика подсказывает, что не в таежной чащобе, а где-то вдоль железнодорожной магистрали неподалеку от перспективных месторождений. На их основе могут быть созданы горно-обогатительные и металлургические комбинаты, что станут градообразующими предприятиями, вокруг которых и разрастутся новые населенные пункты. Очень радует, что министр обороны говорит не столько о добыче природных ресурсов, сколько о научно-производственной деятельности, упомянув Комсомольск-на-Амуре. Там находятся, например, компания «Сухой» и корпорация «Иркут», а также АО «Дальэнергомаш» и «Амурский судостроительный». Приятный такой многозначительный намек на реиндустриализацию России. Возле крупных городов неизбежно появятся небольшие города-спутники, коттеджные поселки, аграрные предприятия, которые должны будут их кормить.
При разумной градостроительной политике, когда будут учтены все потребности местного населения в работе, отдыхе и самореализации, «ожерелье» из 3-5 новых больших городов вдоль нитки БАМ может стать новым этапом по освоению Сибири и Дальнего Востока и усилению там позиций нашей страны.
Сергей Маржецкий.
Свежие комментарии