На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 128 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексадр Вовк-Михайлов
    Макрон: Европа на...
  • Александр Дубков
    Николя Чинкуини ,не там ищешь, они под землей,скоро все там будитеФранцузские нацис...
  • Olga
    Зачем нужно было выбрасывать миллиард бюджетных рублей на фильм сомнительного режиссёра и сомнительного качества, есл...Покинувшие РФ авт...

История Московского трамвая: от «паровичка» и лошадей до кондукторов-революционеров

Как появился Московский трамвай? Почему мы называем этот вид транспорта именно так? Где проходили дореволюционные маршруты, и какие из них частично сохранились до наших дней? А также - как на московском трамвае отразилась Революция 1917 года? И в честь кого получили название почти все столичные депо? Об этом и не только расскажу сегодня.

Конка и "паровичок"

#история Московского трамвая началась с конки (небольшого вагона, который тянули по рельсам лошади). Её первый маршрут открылся в июле 1872 года. Он проходил от современной площади Революции до Белорусского вокзала. Событие это приурочили к открытию Политехнической выставки в Москве. Новый вид транспорта должен был в том числе перевозить тех, кто хотел посетить экспозицию.

Конка на Трубной площади, 1895-1900.

Конка на Трубной площади, 1895-1900.

Одновременно открыли другой маршрут - от Белорусского вокзала до Петровско-Разумовского. Но его уже обслуживал паровой #трамвай (в народе его ещё называли "паровичком"). С годами сеть маршрутов конки постоянно расширялась. Стали очевидными и недостатки этого вида транспорта: низкая скорость (8 км/ч), опасность для пешеходов (они часто не замечали конку и попадали под неё, особенно в тёмное время суток) и плохая манёвренность.

Паровой трамвай в районе современной станции метро "Дмитровская", 1900-1902.

Паровой трамвай в районе современной станции метро "Дмитровская", 1900-1902.

В конце 19 века в мире начал активно развиваться электрический транспорт. #москва тоже хотела идти в ногу со временем. Поэтому в марте 1899 года по улицам первопрестольной пустили первые электрические трамваи. Они ходили по маршруту от Страстной площади до Бутырской заставы и Петровского парка. Интересно, что Москва стала только шестым городом Российской Империи, где появился электрический трамвай. Первые подобные машины начали работать в Киеве в 1892 году. А затем они появился в Казани (1894), Санкт-Петербурге (1895), Нижнем Новгороде (1896), Екатеринославе и Елисаветграде (1897).

Почему мы называем трамвай именно так?

Изобрели такие трамваи в Германии в 1881. Оттуда вагоны распространились по всему миру. Но почему же этот вид транспорта мы называем именно так - "трамвай"? Существует несколько гипотез на этот счёт. Первая гласит, что имя произошло от фамилии бельгийского инженера Бенджамина О'Трама, который якобы строил первые трамвайные линии в Российской Империи. Но документальных доказательств этому нет.

Первый маршрут электрического трамвая в Москве, один из вагонов в Бутырском депо, 1899.

Первый маршрут электрического трамвая в Москве, один из вагонов в Бутырском депо, 1899.

Согласно второй версии, термин пришёл к нам из английского языка. Tramway дословно переводится, как вагон (tram) и тележка/путь (way). Изначально в Соединённом Королевстве так называли конку, потом трамвай. Позже слово сократили до "tram". Так этот вид транспорта называют в англоязычных странах и сегодня.

Трамвай на Триумфальной площади со стороны Тверской улицы, 1907.

Трамвай на Триумфальной площади со стороны Тверской улицы, 1907.

Третий вариант происхождения термина отсылает нас к языкам Скандинавского полуострова. "Tram" - это столб или брус; а "way" - это путь. То есть дорога, состоящая из деревянных столбов, на которых размещается контактная сеть, и шпал. Решайте сами, какая версия для вас звучит наиболее правдоподобно. Историки окончательно так и не определились.

Расцвет дореволюционного трамвая

Москвичи, а также городские чиновники быстро оценили преимущества нового вида электрического транспорта. Поэтому в начале 20 века трамвайную сеть начали развивать ударными темпами. Где-то она приходила на смену конке, где-то прокладывали новые рельсы. Строили их очередями (первая, вторая и т.п.), совсем как потом метрополитен. К началу 1909 года в Москве проложили свыше 192 км рельса, а на постоянной основе работало 19 маршрутов.

Трамваи на Театральном проезде, 1909-1910.

Трамваи на Театральном проезде, 1909-1910.

Трамваи ходили не только по многим улицам, но и по Красной площади. В 1912 году от конки избавились почти совсем. Тогда же появились маршруты "А" и "Б", которые сохранились до сих пор. Хотя они не имеют ничего общего с исторической трассой следования.

1 из 2
Справа можно увидеть трамвай "А", он изначально ходил по Бульварному кольцу через Кремлёвскую набережную. Снимок на пересечении Мясницкой улицы и Бульварного кольца, 1912.

Изменения в планы по развитию внесла Первая мировая война. Многие европейские предприятия, на которых заказывали вагоны в Москву, перестали работать. Собственный подвижной состав уже был в посредственном состоянии. Кроме того, многих мужчин-вагоновожатых и кондукторов призвали на фронт. Городским чиновникам, вопреки своему желанию, пришлось разрешать выходить на работу женщинам.

Трамваи на Сокольнической заставе, 1914.

Трамваи на Сокольнической заставе, 1914.

В Москве то и дело случались забастовки трамвайных работников. Поводы были разными: от недовольства условиями труда, до борьбы с явной несправедливостью. Например, в 1916 году в Новосокольническом трамвайном парке (позже - депо им. Русакова) забастовка произошла после увольнения кондукторши. Одна из пассажирок отказывалась оплачивать проезд, ссылаясь на связи с влиятельными людьми и говоря, что это даёт ей право на бесплатную поездку. Женщина-кондуктор сказала, что правила едины для всех. За что её вскоре уволили. К счастью, бастовать понадобилось всего один день. Руководство парка восстановило несправедливо уволенную женщину на работе.

Убийственная революция

А дальше наступила Революция 1917. Сначала февральская. Из-за событий в городе трамваи не работали с 28 февраля по 6 марта. После вагоны вышли на маршруты с плакатами "Да здравствует Демократическая республика" вместо обычной рекламы. Однако недовольство никуда не делось, оно лишь увеличивалось. Последней каплей стало утверждение бесплатного проезда для солдат. Причём сделал это исполнительный комитет солдатских депутатов, не поставив в известность городские власти.

Трамвай на современной Кудринской площади, 1914.

Трамвай на современной Кудринской площади, 1914.

Военных в Москве в то время было много, как вы понимаете. Между тем сами работники трамваев требовали повышения зарплаты. А откуда взяться деньгам, если большая часть пассажиров ездит бесплатно? Поэтому в августе произошли новые забастовки. Рабочим даже удалось выбить повышение стоимости проезда.

Трамвай на Арбатской площади, 1917.

Трамвай на Арбатской площади, 1917.

Но вскоре случилась новая революция, Октябрьская. 28 октября #московский трамвай перестал работать. В революционных событиях принимала участия и боевая дружина Замоскворецкого трамвайного парка во главе с вагоновожатым Петром Апаковым. Понимаете теперь, почему потом одно из депо назвали его именем. То же самое и с другими парками - в борьбе против старого режима участвовали дружины под руководством Ивана Артамонова, а также Ивана Русакова.

Трамвай на Садовой-Спасской улице в сторону Красных ворот, 1917.

Трамвай на Садовой-Спасской улице в сторону Красных ворот, 1917.

Регулярное движение по трамвайным линиями возобновили только 9 ноября. Однако было оно хаотичным и не упорядоченным. Так и не получилось наладить чёткое управление трамвайным хозяйством. Поэтому количество маршрутов начали сокращать. #транспорт находился в плачевном состоянии.

О Москве нескучно.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх