Аккуратную причёску Касым-Жомарта Токаева разделяет строгий пробор. В данном случае это можно считать символом – бывшая советская республика балансирует между Россией и Западом. Такое балансирование требует и мастерства, и сноровки. Каждый шаг должен быть продуман, взвешен. Пока Казахстан сохраняет равновесие, но будущее республики в тумане.
Президент Казахстана открыто выражает свою позицию, заметно отличающуюся от политики Кремля. В частности, на недавнем международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге он, уйдя от оценки действий России на Украине, не стал скрывать своего отрицательного отношения к признанию ДНР и ЛНР. И заодно причислил обе республики Донбасса к «квазигосударствам». По словам Токаева, которые он произнес в присутствии Путина, его страна не будет нарушать санкции, введенные Западом против России.
При этом в Нур-Султане видят своё недавнее прошлое (январь 2022 года), как в перевернутом зеркале: «В России некоторые лица перевирают всю эту ситуацию, утверждая, что вот, мол, Россия спасла Казахстан, а Казахстан теперь должен вечно служить и кланяться в ноги России. Считаю, что это совершенно неоправданные рассуждения, далекие от реальности», – говорит президент Токаев.
Что ж, забывчивость в политике – вещь известная. Тем более если на горизонте маячат новые, на первый взгляд, перспективные цели. В Нур-Султане их уже обрисовали: установить более тесные контакты с Западом и продолжать, но с гораздо меньшей интенсивностью сотрудничество с Россией.
Возможно ли, чтобы это сотрудничество превратилось в декоративное притом, что Казахстан сохраняет членство в Евразийском экономическом союзе, в Шанхайской организации сотрудничества, в Организации Договора коллективной безопасности? А что если один из двух стульев рухнет и другой не выдержит?
Недавно президент Токаев, чтобы заслужить расположение европейских лидеров, заверил их в том, что они могут рассчитывать на помощь Казахстана в преодолении энергетического кризиса. А 5 июля суд удовлетворил требование Ространснадзора в части приостановления деятельности Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), по которому идут поставки нефти из Казахстана в Европу. Как было заявлено, для устранения экологических нарушений (Ространснадзор нашел «несколько документарных нарушений по ликвидации аварийных разливов нефти»).
80 процентов экспорта Казахстана составляет нефть, и через КТК проходит примерно две трети поставок этого сырья в Евросоюз.
Через шесть дней, 11 июля 2022 г., Краснодарский краевой суд изменил решение нижестоящей судебной инстанции о приостановке работы Каспийского трубопроводного консорциума на штраф в 200 тысяч рублей. Сейчас работа КТК проходит в штатном режиме.
Практически все торгово-экономические пути Казахстана проходят через Российскую Федерацию. «С юга у нас такие же среднеазиатские республики, которые, в свою очередь, «подперты» Афганистаном, – разъясняет ситуацию политик из Казахстана Петр Своик. – Никакого экономического трафика с той стороны не может быть. Через Каспийское море мы связаны с Ираном, но Иран – это не та страна, через которую можно осуществлять широкое экономическое взаимодействие с другими государствами. С другой стороны у нас Китай. Он сейчас занимает нейтральную позицию, но без России ни в какие игры ни с кем играть не будет».
В Нур-Султане объявлено, что ведутся поиски альтернативных путей доставки энергоносителей в Европу – в обход России. Теоретически такое возможно, но это неблизкая и недешёвая перспектива.
Смотрим дальше. В Казахстане отменили празднование Дня Победы 9 мая. Комментируя специальную военную операцию России на Украине, СМИ Казахстана нередко изображают Украину жертвой, а Россию – агрессором. В республике проходят акции поддержки киевского режима.
Русские и русскоязычные в Казахстане не первый год чувствуют себя ущемлёнными. В период с 1989 по 2021 год их численность уменьшилась вдвое – с 7,3 миллиона человек до 3,7 миллиона.
Бывший украинский чиновник, а ныне (с 2014 года) российский политолог Ростислав Ищенко рассуждает: «Мы исходим из реальности – если будет плохо, значит, будет плохо. Будет хорошо, значит, будет хорошо. Если можно будет дружить домами, то при всех издержках никто не будет Казахстану особо досаждать. Если Казахстан окажется по какой-то причине второй Украиной, с ним и будет так же, как и с Украиной».
Хотя Ищенко торопится с суждениями и спешит выносить вердикт («будет так же, как и с Украиной»), образ Казахстана как «второй Украины» нынче в ходу. И это не радует...
В соседней республике быстро растут цены на товары первой необходимости – муку, макаронные изделия, хлеб, мясо. Почти на 80 процентов подорожал сахар. Токаев обвинил в этом своё правительство, особенно министров торговли и сельского хозяйства. Главы обоих ведомств – Бахыт Султанов и Ербол Карашукеев – получили официальные выговоры. Заметим, что Казахстан на 90 процентов зависит от импортного сахара и значительную его часть поставляет Россия…
Кто, как скоро, какими путями правильно установит перевёрнутое зеркало, в которое теперь смотрятся в Нур-Султане?
Валерий Бурт.
Свежие комментарии