Введение экспортных пошлин на зерно разнонаправлено сказалось на ценах на пшеницу.
Генеральный директор ООО «ПроЗерно» Владимир Петриченко заявил агентству «Интерфакс», что цены на пшеницу в России пошли вниз после решения о введении торговых пошлин на зерно.
По его словам, рублевые цены на пшеницу упали: пшеница 3-го класса в европейской части страны за неделю подешевела на 310 рублей за тонну, до 10 830 рублей, цена тонны пшеницы 4-го класса снизилась на 330 рублей, до 10 095 рублей.
При этом в долларовом выражении цены выросли: пшеница 3-класса подорожала на $24,6, до $208,1 за тонну, 4-класса – на $22,2, до $194 за тонну.В отличие от пшеницы цены на рожь выросли на 175 рублей, до 6 200 рублей за тонну, цена тонны ячменя выросла на 275 рублей, до 8 130 рублей, кукурузы - на 280 рублей, до 9 120 рублей за тонну.
Петриченко рассказал, что экспортная пошлина выросла до 15% стоимости плюс 7,5 евро, при этом за каждую тонну зерна должно быть выплачено не менее 35 евро. «Эта пошлина будет «отнимать» у рынка до 18-20% таможенной стоимости при экспорте и, следовательно, снижать закупочные цены на пшеницу всех классов на 2 200-2 700 рублей за тонну от текущих уровней», - отмечает Петриченко.
Глава ООО «ПроЗерно» полагает, что предложение зерна на российском рынке увеличиться, но это не приведет к снижению закупочных цен, особенно среди экспортеров, которые будут вынуждены перенаправить часть зерна на российский рынок. Петриченко также считает, что мирровый рынок зерна еще не вышел с рождественских каникул, поэтому пока никак не отреагировал на экспортные пошлины.
Вчера поступила информация, что члены Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции написали очередное письмо вице-премьеру Аркадию Дворковичу, в котором снова раскритиковали действия Россельхознадзора. В письме экспортеры утверждают, что Россельхознадзор намеренно ужесточил требования к отправляемому зерну, элеваторным и портовым комплексам.
«Выдача Россельхознадзором разрешающих сертификатов увеличилась с 1-2 дней, что было установлено многолетней практикой, до 6 дней. Формально это не нарушает установленные правила, но увеличивает простои судов в ожидании документов на груз», - поясняют представители компаний-экспортеров.
Более того, Минтранс через руководство портов ввел дополнительные барьеры и ограничения, в том числе на отход загруженного судна от причала, на рейдовые стоянки для оформления документов. Эти меры привели к серьезным штрафам за задержку судов, а также за простой элеваторов и транспорта. Экспортные поставки затрудняются, а порой и вовсе отменяются, сетуют авторы письма.
В письме подчеркивается, что ассоциация поддерживает шаги правительства по сдерживанию продовольственной инфляции и стабилизации ситуации на зерновом рынке, но просит ослабить административное давление.
На прошлой неделе вопрос о введении запрета на экспорт зерна обсуждался на встрече представителей крупнейших зерновых компаний у вице-премьера Аракадия Дворковича, который пояснил, что правительство вынуждено пойти на формализацию процесса проверки отгружаемого на экспорт зерна в связи со сложной ситуацией на внутреннем рынке.
Правительство предписало Россельхознадзору и всем причастным к экспорту инстанциям соблюдать все формальности и «не закрывать глаза» на различные мелкие нарушения, это касается совершенно всех отгрузок зерна. Такой подход объяснялся резким ростом цен на внутреннем рынке, а также дефицитом зерна в крупных городах.
Также сообщалось, что формального запрета на экспорт правительство не давало, то есть никаких официальных распоряжений не было, была только устная рекомендация, которая стала причиной некоторой паникой среди экспортеров зерна.
При этом в Россельхознадзоре отрицали «рекомендательный подход», объясняя запрет на выдачу сертификатов «соблюдением фитосанитарных норм страны-покупателя».
Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский в ходе пресс-конференции обвинил правительство в решении проблем экспорта зерна «кулуарными» методами. По его словам, компании экспортеры должны до конца января экспортировать 3 млн тонн зерна, однако власти срывают поставки зерна за рубеж.
«Есть только согласованная работа всех служб, направленная на то, чтобы не вывозить зерно. Значит, всю ответственность за неисполнение контрактов будут нести экспортеры», - отмечает Злочевский.
Президент Союза отмечает, что штрафы за срыв поставок очень высокие: за непоставку судна объемом в 50 тыс. тонн зерна – штраф 2 млн долларов. Злочевский убежден, что меры, которые сейчас неформально проводит правительство, ни к чему хорошему не приведут. Он полагает, что эти меры проводятся для того, чтобы сдержать рост цен на зерно внутри страны, однако внутренних запасов зерна более чем достаточно, чтобы удержать этот рост, уверен Злочевский.
Фото: Shutterstock
Свежие комментарии