Количество министерств и ведомств в нашей стране если не потрясает, то впечатляет. Однако похоже, что кое-кому и этого мало.
На сайте правительства Российской Федерации представлено 23 министерства. С учетом подведомственных им структур получается 61 «контора». Еще двадцать организаций в списке федеральных служб и агентств.
Итого – 81 бюрократическая структура – и это только на федеральном уровне. Может показаться, что по этому показателю РФ отстает от СССР – в середине 80-х, перед началом реформ только министерств было под девяносто. Но, во-первых, к концу девяностых их осталось всего порядка сорока (помните фильм «Забытая мелодия для флейты»? – там лирический сюжет идет как раз на фоне сокращения госчиновников). Во-вторых, то, что было в советские времена министерством / ведомством, сейчас зачастую выступает в качестве «коммерческой структуры». Классический пример – ОАО «Российские железные дороги» (в девичестве – Министерство путей сообщения СССР). И, наконец, в-третьих, в СССР министерствам было чем руководить. Если взять в качестве примера Министерство авиационной промышленности СССР, то в его ведении находилось более десятка только серийных авиационных заводов с численностью персонала до 25-ти тысяч человек каждый. А еще были моторо- и приборостроители, производители бортового и наземного оборудования, полигоны, НИИ, КБ... Понятно, что по числу бюрократов нынешней Объединенной авиастроительной корпорации до Минавиапрома – как до Пекина на карачках. Так ведь и авиазаводов осталось раз-два, и обчелся. Так что кто кого превосходит по удельному весу чиновников на душу работающего – МАП или ОАК, это еще вопрос.Аналогичная ситуация и на предприятиях, находящихся под мудрым управлением государства. Для примера можно посмотреть динамику персонала на АВТОВАЗе после того, как на посту генерального директора «государственника» Климова сменил «частник» Андерсон. На конец прошлого года на тольяттинском заводе работало почти 70 тысяч человек, из которых рабочих было немногим более 50-ти тысяч. То есть двадцать тысяч инженеров, служащих и менеджеров. До конца года сокращение штатов затронет 10,6 тыс. сотрудников, из которых 4,5 тыс. составят менеджеры. Как вам процент «менеджерской прослойки», от которой завод избавится? Причем избавится, как я понимаю, без особого ущерба для производственной деятельности.
Соотношение зарплат рабочих и менеджеров на контролируемых государством предприятиях – вопрос отдельный. Прекос финансирования в сторону «офисных хомячков» даже в оборонной промышленности приводит к тому, что желающих работать руками в стране становится все меньше и меньше.
Политика государства проста: как только появляется проблема, ответом на нее становится создание новой бюрократической структуры. Случилось наводнение на Амуре – создали Министерство по развитию Дальнего Востока. Напряженная обстановка в Ингушетии и Дагестане – создается Министерство по делам Северного Кавказа. Присоединили Крым – тут же появляется соответствующее министерство. И плевать, что на юге продолжают стрелять, что на востоке риск наводнения с разрушительными последствиями ничуть не уменьшился, и что второпях сверстанные планы по интеграции бывшего украинского полуострова в экономику РФ трещат по всем швам. Главное, есть ведомство.
Результаты деятельности свежеиспеченных бюрократических структур сводятся к цитате из Грибоедова («Горе от ума»), вынесенной в заголовок. Образовали, например, после прошлогодней аварии ракеты-носителя «Протон» Объединенную ракетно-космическую корпорацию (ОРКК). При наличии профильного федерального агентства «Роскосмос». Ну, и что? Очередная авария все равно случилась. Кстати, ОРКК возглавил Игорь Комаров, до этого руководивший АВТОВАЗом. К чему привело его руководство – см. выше.
Теперь вот вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий «оборонку», предложил создать аналог существовавшего в СССР Госкомитета по науке и технике. Он известен также тоской по «шаражкам», и масштабными планами по освоению Луны, Марса и вообще... Теперь вот новая инициатива. В отличие от подъема переживающей кризис отечественной космонавтики – задача достаточно легко выполнимая. Найти в Москве подходящее здание, набрать чиновников и «обслугу», закупить автомобилей (с учетом результатов деятельности Комарова, лучше иностранных марок) и компьютеров (тоже зарубежного производства), положить им подходящую зарплату – и тут же российская наука скакнет на невиданную высоту.
Кстати, о зарплате. По данным Роскомстата, средняя зарплата госслужащих превосходит среднюю зарплату по стране. Не намного (примерно тридцать три против двадцати девяти тысяч рублей), но превосходит. С учетом того, что медики, учителя и т.д. у нас отнюдь не купаются в роскоши, получается что? Правильно, получается, что более высокая средняя зарплата образуется с учетом денег, которые получают те, кто руководит организацией образования, медицинского обслуживания и т.д. То есть чиновников.
Количество бюрократических структур и их численность все растут. Понятно, что дел (настоящих) на всех не хватает, да и вообще, заниматься реальной работой – фи, выдумаете еще. А от нечего делать случаются странные вещи. Для тех, кому лень ходить по ссылке (пятница, жара...), перескажу вкратце. В конце прошлого года Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) порадовала нас Концепцией информационной безопасности детей. Дело нужное, но концепция объемом 2472 (две тысячи четыреста семьдесят две) страницы - на мой взгляд, уже запредел. Любой армейский сержант / старшина в таких случаях поминает кота, мающегося от безделья (кто служил – поймет, кто не служил – спросите у служивших).
Обратный пример, т.е. предложение о ликвидации федерального ведомства, мне известен только один. Министр обороны РФ Шойгу, разбирающийся с наследием своего предшественника Сердюкова, предложил упразднить Федеральную службу по оборонному заказу (Рособоронзаказ). Мотивировка – ненужность ведомства, поскольку оно дублирует функции Счетной палаты, Федеральной антимонопольной службы и межведомственной рабочей группы по предотвращению нарушений законности в сфере ГОЗ при Генпрокуратуре РФ.
Рособоронзаказ был создан два года назад, когда высшее руководство страны, наконец, обратило внимание на проблемы с Гособоронзаказом. И еще тогда было ясно (по крайней мере, в оборонной промышленности), что ничего появление новой команды чиновников не изменит. Так оно и вышло. Зато финансирование бюрократов шло. Нет, чтобы эти деньги направить на зарплаты рабочим, создающим военную технику, или офицерам, которые ее обслуживают и эксплуатируют. Но государственным менеджерам деньги нужнее.
Дебаты на тему «не многовато ли в России чиновников?» идут чуть ли не с момента образования России. Но число «столовладельцев» все растет и растет. И наверху никак не найдется человека, который выдаст цитату другого грибоедовского персонажа: «Шумите вы – и только», и не разгребет (хотя бы частично) эти государственно-офисные авгиевы конюшни.
Фото Shutterstock
Свежие комментарии