Потери мировой экономики из-за пандемии могли бы быть намного сильнее, если бы не бурный рост электронной коммерции (e-commerce). Как цифровая торговля за год пандемии развилась в России и других странах и что будет дальше?
Мировые показатели. Развитию онлайн-коммерции способствует высокий уровень проникновения Интернета, которое в среднем в мире на начало 2021 года составило 64,7%, при этом в Европе — 87,1%, в Северной Америке — 89,9%, в Азии — 62,6%, в Африке — 46,2%.
В России этот показатель достиг 81%, в Индии и Китае — 47 и 56% соответственно.Объемы e-commerce в мире в 2020 году выросли на 16% и достигли 4,2 трлн долл. Наибольшая доля в этом секторе принадлежит Китаю — 1,94 трлн долл. Доля электронной торговли в общем объеме розничных продаж Китая составила 35%. В США объемы электронной торговли в 2020 году увеличились на рекордные 44% и составили 861 млрд долл., 23,1% розничного оборота страны.
Крупнейшими китайскими компаниями, занимающимися онлайн-продажами, являются Alibaba Group и JD.com — JingDong (85% рынка электронной коммерции Китая). Клиентами Alibaba Group являются более 65 млн зарегистрированных пользователей из 240 стран и регионов мира. Основные платежи в электронной торговле Китая (80%) осуществляются через платформы Alipay и WeChat Pay.
В Индии в 2020 году в сфере электронной торговли участвовали 330 млн онлайн-покупателей. На 2021 год прогнозируется увеличение объема онлайн-торговли до 84 млрд долл., а к 2027 году — до 200 млрд долл. Число пользователей Интернета, по прогнозам, составит 829 млн в 2021 году; это 60% населения.
Что у нас? Российский рынок электронной коммерции, занявший десятое место среди ведущих мировых рынков, находится на стадии быстрого развития. В 2019 году его объем составил 26,9 млрд долл., 4% от общего объема розничных продаж. В 2020 году объемы электронных розничных продаж выросли в 1,6 раза и составили, по оценкам, 3 трлн руб. (около 40 млрд долл.).
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), на электронную торговлю пришлось 9,6% розничного оборота. Наиболее популярными были покупки следующих категорий товаров: электроника и бытовая техника (28,2%), одежда и обувь (21%), продукты питания (10,2%), мебель и товары для дома (9,2%), красота и здоровье (5,6%).
В России постепенно формируется пул наиболее востребованных маркетплейсов. Сейчас в него входят иностранные AliExpress (Китай), Amazon и eBay (США), а из отечественных по посещаемости лидируют Wildberries, Ozon и Lamoda.
Для выявления положительных и отрицательных сторон развития российского рынка электронной торговли специалисты РЭУ им. Г.В. Плеханова провели маркетинговое исследование, в котором приняли участие 3882 человека из 10 стран, осуществляющих покупки в российских маркетплейсах. Основная масса опрошенных (80%) отметила, что они выбирают интернет-торговлю благодаря: широкому ассортименту предлагаемой продукции; быстрой доставке; удобному интерфейсу маркетплейсов; удобной политике возврата товаров; возможности сравнения и выбора цены одного и того же товара у разных продавцов; более низким ценам в маркетплейсах, чем в реальных торговых центрах; возможности экономии личного времени и высвобождения его для саморазвития; возможности избежать контактов с большим количеством людей в супермаркетах и торговых центрах.
Вместе с тем более 60% онлайн-покупателей отмечают, что при трансграничной торговле стоимость доставки товаров является высокой, и это становится препятствием для увеличения объема онлайн-покупок. Низкая цена, а еще лучше — бесплатная доставка станет для трансграничных розничных покупателей эффективным аргументом для совершения покупок.
Российские интернет-потребители по-прежнему предпочитают оплачивать товар наложенным платежом, то есть производить оплату товара после его получения (40% опрошенных), так как не доверяют до конца продажам через Интернет (что для рынков многих стран является очень необычным). При оплате покупок через систему PayPal, YooMoney или другие платежные платформы приходится выплачивать дополнительную комиссию за осуществление перевода денежных средств.
Что дальше? Электронная коммерция позитивно влияет на выход стран из кризиса. Дальнейшему росту ее объемов будут способствовать широкое внедрение интернета вещей, упрощение процедуры оформления заказа, помощь малым предприятиям в организации электронной торговли, обмен информацией о развитии электронной торговли между государствами, разработка технологий аутентификации трансграничных электронных сделок, а также организация единой базы данных электронной торговли между региональными группировками и объединениями стран (ЕАЭС, БРИКС и т.д.).
Светлана Гусарова, профессор кафедры мировой экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Свежие комментарии