Советского летчика Ивана Федорова можно назвать человеком-легендой. В его судьбе сочетались как реальные подвиги и достижения, так и лихие небылицы. Железный крест от Гитлера, звезда Героя Советского Союза, трофей немецкого аса и просьба Курчатова сбросить атомную бомбу - что из этого правда, а что "Барон Мюнхгаузен советских ВВС" просто выдумал?
"Красный дьявол" в небе над Испанией.
Иван Евграфович появился на свет в 1914 году. Авиацией он заинтересовался в Луганске, где с 15 лет трудился слесарем на паровозостроительном заводе. Увлечения планерами в свободное время привели Федорова к реальной службе. В 1933 году он окончил летную школу, 4 года прослужил истребителем, а в 1937-м попросился добровольцем в Испанию.
В небе над Пиренеями и родились первые мифы о "красном дьяволе" Федорове, запущенные с легкой руки самого Ивана Евграфовича. Федоров заявлял, что в 1937-1938 гг. в Испании сбил 20 самолетов врага и был представлен к званию Героя Советского Союза. Но вот беда: на приеме в Кремле летчик подрался и "Золотая Звезда" сорвалась.
Историк Михаил Прохоров приводил слова Фёдорова о том, что храбрый летчик на своем истребителе в бою бил шасси по крыльям вражеских самолетов. Якобы испанцы даже прозвали бесстрашного аса "красным дьяволом". Уверял Иван Евграфович, что республиканцы даже присвоили ему высшую награду - Лавровый Мадридский знак отличия.
Однако документы говорят об обратном. Федоров провел около 150 боевых вылетов и сбил два вражеских самолета под Картахеной. О Лавровом знаке отличия и уже тем более звезде Героя не было и речи. Зато летчик был вполне заслуженно удостоен 28 октября 1937-го и 2 марта 1938 года двух орденов Красного Знамени.
"Железный крест" от Гитлера?
Рассказ Федорова о его поездке в Германию незадолго до начала войны в 1941 году можно сравнить с полетом Мюнхгаузена на ядре. Действительно, советские летчики летали в Германию, делились опытом с "коллегами" и изучали достижения люфтваффе. Вот только Иван Евграфович свой рассказ приукрасил до небылиц.
Во время одной из таких поездок советским летчикам показали новый экспериментальный истребитель Heinkel He-100. По словам Фёдорова, ему удалось не просто забраться в кабину, но и поуправлять диковинкой. И якобы сам Адольф Гитлер был так впечатлен невиданными пируэтами и мастерством Ивана Евграфовича, что вручил тому Железный крест.
Гордый летчик, опять же по его словам, прибил награду к сапогу ботинка. Иван Евграфович не чурался и "вещественного доказательства" Железного креста. Вот только вместе немецкой награды он показывал медаль латышской профашистской организации "Айзсарг". За это Фёдорова раскритиковали коллеги по цеху.
В открытом письме в редакцию "Комсомольской правды" генерал Степан Микоян и полковник Щербаков заявляли, что Федоров в Германию не летал. А его рассказы лишь калька реальной истории Степана Супруна. Степан в 1940 году действительно поднял в воздух экспериментальный "Хейнкель" на глазах удивленных немцев.
Выдуманный ас и тесак вместо трофейной сабли.
Не менее увлекательные истории Иван Евграфович рассказывал о своих "подвигах" в годы Великой Отечественной войны. Самый яркий из его выдуманных эпизодов - дуэль с немецким супер-асом Эрихом Хартманном.
Вот только выдумка Федорова о "дважды сбитом" Хартманне подо Ржевом весной 1942 года разбивается о первую же проверку документов. В то время Эрих Хартманн физически не мог сразиться с Федоровым под Тверью, потому что воевал на Южном фронте.
Придумал Иван Евграфович и другого принципиального врага немца фон Берга. Такого аса в люфтваффе никогда не существовало. Но его Федоров не просто сбил, но и захватил трофейную саблю. Любознательным Федоров показывал свой трофей. "Сабля" оказалась тесаком XIX века, которым награждали служащих почты.
К истине мы придем, если почитаем личное дело Ивана Фёдорова в Центральном архиве Минобороны РФ. В документах и автобиографии летчика нет ни единого упоминания ни о многочисленных таранах, ни о завышенной статистике сбитых самолетов, ни о поездке в Германию.
Настоящая "Золотая Звезда".
Яркие эпизоды послевоенной "биографии" Федорова зачастую были плодом его неумной фантазии. В Корее он не воевал и уж тем более не мог сбросить атомную бомбу по просьбе Игоря Курчатова - это сделал бомбардировщик Ту-4 специального исследовательского центра.
Был бы Иван Федоров простым Бароном Мюнхгаузеном, его история не заслуживала бы упоминания. Но ведь были и реальные подвиги Ивана Евграфовича. На фронте Фёдоров сражался с июля 1942-го по май 1945 года, дошел до Берлина. По данным сайта "Герои страны" Иван Фёдоров 118 раз поднимался в небо, принял участие в 15 воздушных боях, в которых сбил 8 фашистов лично в 2 в группе.
Сразу после войны Федоров переквалифицировался в летчики-испытатели под началом ОКБ Сергея Лавочкина. С 1945 по 1949-й Иван Федоров испытал 10 самолетов и первым в стране на борту реактивного Ла-168 превысил скорость 1000 километров в час.
За отважную испытательную работу в 1948 году Ивану Евграфовичу было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1953 году Федоров ушел из авиации и до 60 лет работал на дипломатическом поприще. Стоит признать, Иван Фёдоров действительно был большим выдумщиком. Но был и настоящим Героем, отважно сражавшимся на фронте и рисковавшим жизнью в качестве летчика-испытателя.
Былое и Настоящее.
Свежие комментарии