Лев Термен – скромный русский гений, изменивший облик современной технологии и популярной культуры, пионер электронной музыки (вряд ли кто-то занимался ею раньше, чем он – ещё в в 1920-е годы). Изобретённый им инструмент, который по-иностранному носит его имя, звучит в культовых зарубежных фильмах и песнях. Вроде столько уже о нем написано и снято, но при этом кого ни спроси – никто о нём не не слыхал. Так что ещё одно напоминание не будет лишним.
Музыкант, придумавший телевидение
Лев Сергеевич Термен (1896-1993) был виолончелистом по основному образованию и радиотехником по увлечению. В качестве дипломной студенческой работы по окончанию Петроградского политехнического института в 1926 году он представил действующий образец телевизионной установки с качеством 64 строки, чего тогда не смог достичь никто в мире. Изобретение было сразу взято на заметку военными, и привело к тому, что на Арбатской площади в Москве перед входом в штаб Рабоче-крестьянской красной армии была установлена первая в мире камера видеонаблюдения, с помощью которой Климент Ворошилов мог видеть людей рядом с входом, не выглядывая из окна.
Правда, потом Термен был отправлен разведчиком в США, по возвращении осуждён как участник покушения на Кирова, работал в спецлабораториях (попросту шарашках) вместе с Туполевым и Королёвым...
Уникальный инструмент
Тем временем, Термен успел совершить ещё грандиозное изобретение. Изучая электрические свойства газов, он создал инструмент (снова повторимся: единственный в мире), на котором можно был играть, не касаясь его: исполнитель должен был буквально ловить в воздухе нужные ноты.
Термен продемонстрировал этот инструмент, который был назван терменвокс, в Кремле и поразил этим самого Ленина.
Термен играет на терменвоксе.
Находясь в 30-е годы в США, изобретатель познакомил со своим необычным инструментом американцев, и там он хоть и не сразу, но приобрёл необычайный успех. В то время казалось, что у него футуристичное электронное и даже космическое звучание.
Просто фантастика!
Благодаря этому терменвокс зазвучал в саундтреках фантастических фильмов и на альбомах джаза «космической эры». Например, в 1947 году была выпущена пластинка трио Леса Бакстера, Харри Ревеля и Сэмюэля Хоффмана «Музыка с Луны», запись которого Нил Армстронг, астронавт, первым ступившим на Луну, взял с собой в легендарный полёт в 1969 году.
В 1951-м участник этого трио Сэмюэль Хоффман записал с помощью терменвокса саундтрек в фантастическому фильму «День, когда Земля остановилась», открывшему новую эпоху в истории кинофантастики. С этого момента звук терменвокса становится характерной особенностью стиля фильмов массовой фантастики 50-х.
Интересно, что хотя в мелодии к сериалу «Звёздный путь» главную партию исполняет женский голос, звучит он как подражание терменвоксу (из-за чего во многих источниках встречается ошибка, что он всё-таки использовался в записи).
Электрический рок
Когда рок-музыка вошла в эпоху экспериментов в середине 60-х годов, многие группы тоже стали использовать терменвокс в своих концерта хи записях. Одной из них была Lothar and the Hand People, о которой мы однажды писали.
The Beach Boys, которые искали новые пути развития популярной музыки, использовали изобретение русского учёного в аранжировке своего необычного хита Good Vibrations.
А следом The Rolling Stones с его помощью придали психоделическое звучание своей композиции Please Go Home с альбома 1967 года Between the Buttons.
Led Zeppelin начиная с 1969-го постоянно возили с собой на гастроли терменвокс, на котором Джимми Пейдж играл, театрально размахивая руками, чтобы создавать драматические шумовые эффекты для Whole Lotta Love.
Терменвокс и дальше активно применяется в музыке: он пригодился Жану-Мишелю Жарру, Rush, Flaming Lips, Pixies, Hawkwind... А ведь мы говорим о главнейших музыкантах в истории рока. Получается, без инструмента, разработанного советским учёным сто лет назад, творчество всех этих людей могло бы выглядеть совсем иначе.
Яндекс.Дзен. Плёнки и винил.
Свежие комментарии