Норвежские специалисты продолжают бить тревогу из-за вторжения русской горбуши, которая вытесняет норвежского атлантического лосося. Нерест 2021 года грозит уничтожить норвежские лососевые реки.
2017 года количество проблемной рыбы-горбуши резко возросло. Нерест 2021 года грозит и вовсе уничтожить норвежские лососевые реки.
«Мы с сынишкой просто пошли немного порыбачить лосося. Оказалось, что на реке полный хаос. Не прошло и часа, как мы наловили 12 штук, а на следующий день — еще 23».
У Александра Андре Йенссена еды теперь вдосталь: только за эту неделю он выловил больше 35 рыбин.
Хотя горбуша на вкус чудесна, Йенссен считает ее большой проблемой для рыбалки.
«Ее развелось гораздо больше, чем положено, а здесь, на Лофотенах, это так просто взрыв какой-то. Для рыбаков это, считай, бесплатная еда. Но проблема в том, что горбуша идет на нерест, и, отметав икру, гибнет и загрязняет реки».
Акклиматизация в России
На самом деле горбуша — тихоокеанский лосось, который водится у берегов России, США и Китая.
Но в 1950-х годах Советский Союз акклиматизировал икру и выпустил мальков в реки Кольского полуострова, впадающие в Белое море — совсем недалеко от Баренцева.
Предполагалось, что из выпущенной рыбы выйдет новая популяция, но поначалу дело не заладилось.
«Так было вплоть до 2000 года. Никакие меры не работали, и популяция никак не росла», — объясняет исследователь Норвежского института естественной истории эксперт-ихтиолог Хенрик Бернтсен (Henrik Berntsen).
Он объясняет, что косяки горбуши поначалу были малочисленны и какое-то время держались на низком уровне, но потом внезапно бабахнуло.
«Долгое время вылов не превышал сотню рыб. Но в 2017 году произошел взрыв, и вылов перевалил за 11 000. Два года спустя — уже 20 000. Так что в 2021 году мы ждем следующей волны».
Горбушу легко узнать по характерному горбу на спине.
Угроза лососевым хозяйствам
Проблема с нерестом горбуши вдоль побережья и в реках Норвегии в том, что он влияет на лосося, форель и остальную экосистему.
Кроме того, Норвегия связана международными соглашениями, призванными ограничить распространение инвазивных (чужеродных) видов.
«Они идут в реки целыми косяками. Если тысячи горбуш поднимутся в верховья вместе с парой сотен лососей, будет соревнование за еду с неудачным исходом. Потом горбуша даст миллионы мальков, которые будут бороться за пищу и пространство с мальками других лососей».
Есть и ещё одно неприятное последствие.
Продолжительность жизни у горбуши настолько короткая, что она может засорить целую реку.
«У рыбы двухлетний жизненный цикл. Это означает, что после нереста она гибнет и гниет. Это чревато грибком и переудобренностью. В самом худшем случае это может привести к замору атлантического лосося по всей реке».
«Если рыбаки заметят, что горбуши ловится больше, чем обычного лосося, это может повлиять на местный бизнес», — говорит Бернтсен.
Поэтому важно принять своевременные меры, чтобы свести влияние этого вида на норвежскую природу к минимуму.
«Проводится прямой отлов горбуши, и на нескольких реках установлены ловушки. Многие ведут упорную работу, и я призываю рыбаков принять в этом участие и заодно регистрировать свой улов у нас, чтобы мы лучше уяснили себе всю картину».
Кай Йегер Кристофферсен (Kai Jæger Kristoffersen).
Свежие комментарии