Сегодня у нас не герой, а, скорее, антигерой. Ну а что поделать, судьба интересная и у таких бывает. Звали его Самсон Макинцев. Он родился в 1780-м году на Кавказе. Поступил на службу в Нижегородский драгунский полк. Служил вахмистром - это звание младшего офицера, который отвечает за организацию быта и внутреннего порядка. Служба со всеми своими плюсами и минусами протекала на Кавказе. Вдруг, в 22 года он внезапно сбегает в соседнюю Персию.
Игорь Базиленко в своей работе на эту тему отмечал, что основными причинами дезертирства были в те годы плохая забота командиров о своих подчиненных, низкое качество питания, задержка в выплате жалования. Помимо этого иранские агенты активно проводили вербовку среди личного состава и сулили куда лучшую жизнь.
Важной особенностью отношения персов к перебежчикам из других народов был достаточно высокий уровень веротерпимости. Принять ислам, разумеется, предлагали, но кто не считал это для себя приемлемым могли оставаться в своей вере. Самсон Макинцев предпочел сохранить себя православным христианином.
Вскоре после дезертирства Макинцева разгорелась русско-иранская война. Русские тогда проявили настоящее мужество. Был заключен мирный договор на условиях России. полк Самсона был разгромлен. Сам он еле спасся.
Ему очень повезло познакомиться с сыном шаха Ирана. Наследника звали Аббас-мирза. Он с ранних лет проявлял свой талант в военной сфере и не достигнув и двадцати лет стал командующим армией. В частности, защищал иранские границы с Россией.
Аббас очень ценил Макинцева, но это было и неспроста. Едва поступив на службу в персидскую армию, Самсон стал вербовать своим примером новых перебежчиков из числа русских, а также принимал на службу христиан из народов, проживающих на территории Ирана. Плюс ко всему, он собрал под своим крылом других дезертиров, которые к тому времени уже служили в рядах иранцев.
В то же время, в Иране со времен войны оставались пленные русские солдаты, которых тоже не теряли надежды завербовать под знамена шаха. Дело в том, что в мирном договоре было написано, что пленные возвращаются по желанию. Иранцев-то русские всех выпроводили на родину, а те с ответным шагом не спешили.
Наша дипмиссия пыталась вызволить своих солдат. Тогда переговоры вёл Александр Грибоедов. Ему сказали, что переговоры вести надо с Макинцевым. Он отказался. Это вызвало скандал, но говорить с дезертиром российские официальные лица не пожелали. Тем не менее, какую-то часть русских солдат всё же вернули.
А карьера русского дезертира развивалась. Он был командующим полком, его называли Самсон-ханом. Он уже был не просто воякой, а занимался комплектованием армии дезертирами и местными христианами, более того в его обязанности входила адаптация этих людей, чтобы они обзаводились семьями, чувствовали себя как дома, тогда и воевать будут лучше.
Сам Самсон замечательно обустроился. Построил поместье, возле него церковь возвел, пригласил к себе от турков православного батюшку. Женился. Правда, первую жену армянку пришлось убить, он посчитал, что был факт измены. Зато другие жены радовали.
Несмотря на все усилия по поддержанию мира с Ираном, Россия получила лишь вторую войну, которая разгорелась после 1825 года, когда шах счел слабой нашу страну. Армия в десятки тысяч человек тогда вторглась в Россию.
Но, удивительное дело, Макинцев отказался вести свои войска на свою Родину. Объяснял тем, что это будет нарушением его клятвы. В общем, выпросил быть просто военным советником при Аббасе. Спорный вопрос, действительно ли двигала Самсоном любовь к родной земле, или же он просто не хотел попасть в российский плен, где бы ему всё припомнили. Предпочел остаться в теплом защищенном штабе.
Но и тогда персидская армия потерпела поражение, потеряла территории, в частности Восточная Армения, побережье Каспия. Зато в других сражениях полки Макинцева успешно применялись. Били и афганцев, и туркменов.
Макинцева использовали и для подавления внутренних восстаний и бунтов. В том числе и в самом Тегеране. Лишившись своего покровителя Аббаса, умершего в 1833 году Самсон-хан сумел найти общий язык и с новым наследником, ставшим правителем. Дослужился до звания генерала. Его сын от внебрачной дочери грузинского царя стал адьютантом у иранского шаха Насреддина.
Вместе с тем, Россия не теряла надежды вернуть домой тех российских людей, которые дезертировали в Иран. Переговоры были долгие и мучительные. Макинцев цеплялся до последнего, не идя на уступки. В конечном итоге присланный на переговоры с ним генерал Лев Альбранд каким-то образом, все же сумел убедить Самсон-хана. Была разработана целая программа возвращения. Более тысячи человек с семьями вернулись в Россию, их обещали не наказывать и слово сдержали. Некоторые дезертировали еще 10-15 лет назад, тех отпускали на заслуженную пенсию. Те, кто мог воевать, поступали на русскую службу в текущем своем звании.
Сам Макинцев вернуться не пожелал, да его и не звал никто. Последние дни ему скрашивала молодая жена-ассирийка. В общей сложности, Самсон прослужил иранскому шаху 50 лет, фактически верой и правдой. Умер тихо и мирно на восьмом десятке, оставив родным и близким множество долгов.
11 ЭКЮ. Яндекс.Дзен.
Свежие комментарии