На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 125 подписчиков

Свежие комментарии

Почему большая часть Филёвской линии метро находится на поверхности

Почему эту линию сделали преимущественно наземной? Правда ли, что некоторые её станции открылись ещё в 1935 году? По какой причине в 1950-х линия не работала целых пять лет? Зачем её решили открыть снова? А также - почему спустя несколько десятилетий пришлось ремонтировать практически всю линию полностью? И можно ли считать удачными итоги реконструкции? Об этом и не только расскажу сегодня.

Почему наземная линия метро для Москвы уникальна

Филёвская линия имеет небольшую протяжённость относительно других (14,9 км). Несмотря на это, у неё существуют интересные особенности. Главная из них - больше половины станций располагаются на поверхности. Такая ситуация для Московского метро совсем не характерна. Наземные платформы на других линиях (включая Бутовскую) можно пересчитать по пальцам. Здесь же большая часть ветки на поверхности. Словно едешь на электричке.

Желание строить метро исключительно под землёй было вызвано тем, что сооружения планировали использовать в случае возможных войн для укрытия москвичей. Как показала #история , логика была правильной. Поэтому со скрипом дали согласие на возведение Смоленского метромоста (первого в #ссср ), который потом стал частью Филёвской линии. Если вам интересно, то ссылка на материал будет в конце статьи.

Смоленский метромост, вид со Смоленской набережной, 1938.

Смоленский метромост, вид со Смоленской набережной, 1938.

Несмотря на то, что в современном виде голубая линия начала существовать в 1958 году, её возраст несколько больше. Участок от "Александровского сада" до "Смоленской" открылся ещё в составе Первой очереди Московского метро в 1935 году. Поезда ходили от "Сокольников" не только до "Парка культуры", но и в сторону "Смоленской". После "Охотного ряда" был специальный съезд.

1 из 4
Станция "Александровский сад", 1935. Выбирайте название, которое вам больше нравится - "ул. Коминтерна", "им. Коминтерна", "Калининская". В тексте у меня будут только современные названия.

В 1937 году открылась станция "Киевская", а также метромост через Москву-реку. Предполагалось, что линию в будущем продлят в сторону Крылатского. Но всё это было только на уровне очень перспективных схем развития метро. Ведь в те времена эти территории даже на считались Москвой. Внесла свой вклад и Великая Отечественная война, которая заставила метростроителей пересмотреть планы.

Перспективная схема Московского метро 1938 года из Большой Советский энциклопедии. Картинка отсюда: http://www.metro.ru/map/1938/2/

Перспективная схема Московского метро 1938 года из Большой Советский энциклопедии. Картинка отсюда: http://www.metro.ru/map/1938/2/

Практически одинаковые

Как я уже писал ранее, метро считалось потенциальным объектом на случай войны. К сожалению, убедиться в этом пришлось на практике. #московский метрополитен очень пригодился в первые годы Великой Отечественной. Там люди прятались от бомбёжек. Однако не все станции оказались одинаково безопасными. В ночь с 22 на 23 июля 1941 года снаряд угодил в перегонный тоннель между станциями "Арбатская" и "Смоленская" будущей Филёвской линии. Бомба легко пробила перекрытия, так как глубина залегания тоннеля была небольшой. Погибли 60 человек.

Место, куда попала бомба в 1941 году. Фото Metromash 2009 года. Взято отсюда: https://russos.livejournal.com/549635.html

Место, куда попала бомба в 1941 году. Фото Metromash 2009 года. Взято отсюда: https://russos.livejournal.com/549635.html

Это обстоятельство в будущем стало решающим фактором, для того чтобы построить новый участок глубокого заложения. На тот момент отрезок от "Александровского сада" до "Киевской" использовался Арбатско-Покровской линией. Поезда после станции "Площадь Революции" ехали через специальный тоннель в сторону "Александровского сада". Но война показала, что станции мелкого заложения опасны. Поэтому решили проложить новый участок параллельный уже существовавшему, только намного глубже. Так в 1953 году появились "Арбатская", "Смоленская" и "Киевская" современной Арбатско-Покровской линии.

Вот вам и ответ на вопрос, почему названия станций синей и голубой линий повторяются. Когда в 1953 открылся новый участок Арбатско-Покровской линии, старый стал ненужным. Поэтому его просто закрыли. Часть станций использовали для проведения выставок. Но в основном помещения превратили в склады.

Быстро, дёшево и без лишних хлопот

Приход к власти Н.С. Хрущёва отразился не только на архитектурном облике столицы в целом, но и на строительстве новых станций метро. Теперь главным критерием была не красота, а экономия. Поэтому чиновники вспомнили о закрытых станциях. Чтобы потратить как можно меньше бюджетных денег, приняли решение не продлевать Арбатско-Покровскую линию на запад под землёй. Вместо этого захотели использовать старые платформы не действующего участка для создания очередной линии. Новые станции планировали расположить на поверхности.

Строительство Филёвской линии около станции "Студенческая", 1958.

Строительство Филёвской линии около станции "Студенческая", 1958.

Интересно, что сама концепция наземных линий рассматривалась тогда всерьёз. Планировалось, что именно так будут строить новые станции в спальных районах: быстро и дёшево. Однако Филёвская линия так и осталась единственным проектом, который воплотили в жизнь.

1 из 2
Поезд около станции "Студенческая", 1958.

Торжественное открытие первого отрезка новой линии состоялось 7 ноября 1958 года. Она получила название Арбатско-Филёвская. Поезда следовали до станции "Кутузовская". Изначально планировалось, что в тот же день откроют и платформу "Фили". Но рабочие не успели. Пришлось переносить сроки на год. Позже станции открывали в 1961, а потом и в 1965. Тогда линия протянулась до "Молодёжной".

1 из 6
Станция "Фили", 1960-1962. Вроде бы это даже перекрашенные трофейные немецкие вагоны.

#архитектура станций была типовой. Их спроектировал один человек Римидалв Погребной. Необычное имя - это Владимир наоборот. Родители были поклонниками Революции. Некоторые станции Погребной создал в соавторстве с Юрим Зенкевичем ("Студенческая" - "Фили"), а также Виктором Черёминым ("Багратионовская" - "Пионерская").

Как линия стала такой короткой

Обсуждать станции с точки зрения архитектуры смысла нет, потому что там отсутствовали какие-либо украшения. Разве что мрамор в небольших количествах. Отличались только платформы: боковые или же островные. Также их длина была меньше, чем у стандартных. Поэтому на Филёвской линии нельзя использовать составы больше, чем из 6 вагонов. Они просто не поместятся.

Поезд на станции "Студенческая", 1986.

Поезд на станции "Студенческая", 1986.

В 1989 году открылась последняя станция на Филёвской линии - "Крылатское". Через какое-то время после распада СССР, начала распадаться и Филёвская линия. Хотя на перспективных схемах рисовали, что её продлят в район Строгино, а далее - в Митино. Однако в начале 2000-х приняли решение всё-таки заниматься Арбатско-Покровской линией. В 2003 стала работать станция "Парк Победы". Через 5 лет открылся участок от "Славянского бульвара" до "Строгино". Таким образом, протяжённость Филёвской линии стала меньше. Отныне она заканчивалась станцией "Кунцевская".

1 из 3
Просто пролистайте картинки и посмотрите, как менялась Филёвская линия в 2000-х. Схема 2000 года с сайта www.metro.ru.

Чуть раньше, в 2005-2006 годах, построили ответвление от "Киевской" до "Международной", чтобы обеспечить метрополитеном небоскрёбы "Москва-Сити". Таким образом, в наше время поезда Филёвской линии следуют от "Александровского сада" до "Кунцевской" или до "Международной".

Почему пришлось ремонтировать

Несмотря на преимущества наземной линии (красивый вид из окон поезда в тёплое время года, более низкая стоимость строительства), были и недостатки. Например, сильно меняющаяся погода. Перепады температур внесли свой вклад в изношенность коммуникаций. Из-за этого в 2016 году пришлось начать реконструкцию Филёвской линии. Она длилась на протяжении трёх лет и доставила пассажирам немало проблем. Какие-то платформы не работали совсем. На другие можно было выйти только через определённые двери и т.п.

1 из 4
Станция "Багратионовская" во время реконструкции в 2017 году. Фото отсюда: https://russos.livejournal.com/1404856.html

Однако всё это оказалось не зря. Рабочие поменяли рельсы, обустроили новые платформы с гранитным покрытием. Также переделали вестибюли и установили специальные стеклопакеты на некоторых станциях. Чтобы зимой пассажирам, ожидающим поезда, не было очень холодно. Изменили и оформление некоторых станций. Например, на "Студенческой" появились художественные панели на тему образования. "Кутузовскую" украсили портретами М.И. Кутузова и воссозданными фрагментами панорамы "Бородинская битва".

1 из 3
Станция "Студенческая" после реконструкции. Фото с сайта www.mosmetro.ru.

Остальные платформы внешне изменились не очень. Просто теперь они выглядят более аккуратными и ухоженными. Но никаких особых украшений там делать не стали. Обновлённые станции понравились не всем. Некоторые московские архитекторы и краеведы говорили, что реконструкция уничтожила исторический облик платформ (зачатки советского модернизма, если быть точнее). На мой взгляд, терять там было нечего. Обычные станции без интересных деталей в оформлении. Я считаю, что после реконструкции стало лучше. Ниже фото из серии "до". Посмотрите, возможно, вам понравится больше.

1 из 3
Наземный вестибюль станции "Студенческая", 2011. Фото отсюда: https://deletant.livejournal.com/35991.html

В целом, сегодня Филёвская линия #метро оставляет приятное впечатление. Здесь нет огромного количества пассажиров. А в тёплое время года приятно ехать в новых поездах и смотреть на жилые дома, зелёные деревья и городские пейзажи.

О Москве нескучно.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх