На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 125 подписчиков

Свежие комментарии

  • Георгий Михалев
    Согласен с Вами. Вот у нас станок чужой, потому мы и не печатаем, когда хочется.«Я больше не знаю...
  • Неизвестно Неизвестно
    Бомбы, бомбы будут сброшены на Польшу Будет им в Варшаве радость, будет им "АЛАРМ"...Дуда: Польша гото...
  • Неизвестно Неизвестно
    Перефразируя одну западную песенку:Дуда: Польша гото...

Заработать на «коронапанике»: как изменилась цены на лекарства и уйдут ли дешевые препараты в прошлое?

Наивно было полагать, что ситуацией с пандемией не воспользуются фармкомпании и аптечные сети. Как изменился с начала весны рынок лекарственных препаратов и что нас ждет дальше? Попробуем выяснить. В последнее время в СМИ звучали разные мнения о том, что происходит на фармрынке. Оценим уже подтвержденные цифры продаж и сделаем выводы.

Мартовский шторм. Мониторинг фармрынка текущего года ожидаемо фиксирует рост емкости аптечного рынка в известных всем эпидемиологических условиях. Цифры роста – 20% коммерческого сектора лекарственных препаратов и 21,5% парафармацевтики. Если сравнивать начало 2020 года с началом 2019-го.

Пик прироста объема продаж лекарственных препаратов пришелся на март 2020 года и составил +46,4% в стоимостном выражении (фиксируем оборот в 127,3 млрд. руб.). В феврале текущего года увеличение составило 20,0% (оборот – 100,8 млрд. руб., в январе – 8,9% (оборот – 91, 8 млрд. руб.), в апреле – 4,7% (оборот – 87,6 млрд. руб.).

При этом, без учета резкого прироста марта ситуация на фармрынке достаточно спокойная. Так, темпы прироста в январе-апреле 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019-го составили 20,2% в стоимостном выражении и 9,4% в натуральном (в упаковках). Однако без учета «штормового» третьего месяца темп прироста «январь, февраль, апрель 2020 г» по сравнению с «январь, февраль, апрель 2019г.» составил в натуральном выражении всего лишь 0,7%, в стоимостном – 11,2%. Увеличение розничных цен очевидно.

Какие препараты в цене? По структуре предложения фармацевтического рынка можно фиксировать наибольший прирост по отечественным препаратам, особенно в марте. Так, в этом месяце в стоимостном выражении темп прироста объема продаж по сравнению с мартом 2019 года составил 57,1%. «Импортный объем» вырос на 41,4%.

Оценим динамику продаж по ассортиментным группам. Ожидаемый скачок фиксировали «изделия медицинского назначения» (маски) – на 43% по сравнению с предыдущим годом. Интересная статистика прироста по «репеллентам и инсектицидным средствам»: плюс 40% в марте 2020 года по сравнению с мартом прошлого года, а также по ингаляторам («медицинские приборы и инструменты») плюс 17% в аналогичном сравнении.

Анализ по препаратам показал следующее. «Арбидол» прирос почти на 150% за первые четыре месяца года по сравнению с этим периодом прошлого года, в апреле аптеки фиксировали максимум – 312% прироста (по сравнению с четвертым месяцем 2019 года). «Терафлю» продавался на 40% больше в 2020 году по сравнению с предыдущим годом как за первые 4 месяца, так и в апреле. «Ингавирин» в апреле текущего года прирастил 82,8% в продажах, «Мирамистин» - 51,8%.

«Непандемийные» товары – тоже рост. Иные, казалось бы, «непандемийные» товарные группы показали следующие результаты. «Средства барьерной контрацепции» приросли на 22% (в первые четыре месяца 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года), БАДы – на 31%, «перевязочные средства» - на 23%. Эти группы расположились выше ватерлинии среднего прироста фармрынка (20%).

При этом, ажиотажный спрос не коснулся следующих товарных групп. «Средства гигиены» приросли на 4%, «косметика» - на 11%, «средства для ухода за полостью рта» - 15%. Цифры приведены в стоимостном выражении, без нивелирования ценового фактора.

Дешевых лекарств стало больше? Оценим структуру аптечных продаж. Так, в натуральном выражении доля дешевых лекарственных препаратов (до 50 рублей за упаковку) в январе 2020 года составляла 31%, в апреле – почти 35%. Доля препаратов с ценой от 50 до 150 рублей за единицу не изменилась и составила 26,3%. Доля лекарственных препаратов с ценой для покупателя от 150 до 500 рублей снизилась с 32,6% в январе до 28,6% в апреле. Доля самых дорогих в нашем горизонте анализа препаратов (от 500 рублей за упаковку) не изменилась и фиксировала 10,2%.

Рост цен был наибольшим именно в сегменте «дешевых» лекарственных препаратов (до 50 рублей за упаковку) – 14,0%. Соответственно, 5% на сегмент «от 50 до 150 рублей», 4,3% - на сегмент «от 150 до 500 рублей» и 3,3% на дорогие, от 500 рублей за единицу, препараты.

Оценки фармрынка свидетельствуют, что цены на жизненноважные лекарственные препараты (ЖНВЛП) выросли на 2,91% в мае по сравнению с январем 2020 года. В сегменте не ЖНВЛП рост за аналогичный период составил 5,29%.

В продолжении анализа рынка можно отметить, что весна для аллергиков прошла достаточно гладко. Традиционного всплеска продаж в апреле и мае текущего года антигистаминных препаратов не было. Также не в тренде были биологически активные добавки, поддерживающие функцию иммунной системы. Товарооборот препаратов для желудочно-кишечного тракта был ниже даже показателей 2018 года.

Падения не будет. Прогнозируя осень 2020 года, можно говорить об ожиданиях роста емкости коммерческого рынка лекарственных препаратов, как под влиянием фактора «осеннего респираторного сезона», так и ожидаемых эпидемиологами волн новой короновирусной инфекции.

Елена Красильникова, доцент базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Картина дня

наверх