На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 128 подписчиков

Свежие комментарии

  • Стефания Новак
    Америка обнаглела. Грузию открыто подкупают, Зеленского считаю легативным президентом. То есть для америки законы не ...Конгресс США приг...
  • Воробей
    Интересное заявление! Я бы даже сказал откровенное тем, что ясно демонстрирует, кто на чьей стороне.Белый дом: Вторую...
  • Bogdan Stupin
    Напрасно вы представляете дамочек-пресс-атташе Белого Дома в образе круглых идиоток. Знают они прекрасно, КТО с КЕМ в...Белый дом: Вторую...

Бизнес на объединении денег: возможности и угрозы финансовых экосистем

К 2025 году около 30% глобального ВВП (60 трлн долл. США) может прийтись на цифровые финансовые платформы и экосистемы. Что они представляют, как меняют подходы к ведению бизнеса и чем опасны?

Что такое бизнес-экосистема? Исходя из сложившейся практики, экосистема представляет собой набор собственных и партнерских сервисов в рамках одной или нескольких цифровых платформ, объединенных вокруг одной компании. Этот способ ведения бизнеса основан на получении максимально полного объема информации о потребностях и предпочтениях пользователей, что позволяет делать им персонифицированные предложения.

В основе модели - информационные платформы, обеспечивающие бесшовное взаимодействие участников платформы друг с другом. С одной стороны они являются поставщики материальных ценностей (товаров) и услуг. Платформа позволяет им существенно расширить сферу сбыта своей продукции, выйти за рамки своего региона и улучшить продвижение товара к потребителю за счет использования инфраструктуры. С другой стороны, участники платформ - потребители товаров и услуг. Система дает им возможность удовлетворять потребности в продукции в рамках одной площадки, пользуясь одним приложением, причем делать это в бесшовном режиме.

Общие и нишевые. В зависимости от количества и видов удовлетворяемых потребностей различают общие (покрывают все потребности потребителя) и нишевые (удовлетворяют потребности в определенной сфере) платформы и экосистемы. Однако при этом потребитель не всегда получает максимально качественные товары и услуги по наиболее выгодным ценам, так как их предложение ограничено только поставщиками данной платформы.

Кроме того, наличие большого объема данных о поведении потребителя в одном месте позволяет владельцу такой информации управлять и манипулировать его поведением, подталкивая его к приобретению тех товаров и услуг, которые ему в принципе не нужны и зачастую по завышенным ценам.

Открытые и закрытые. Исходя их условий допуска участников и продуктов на платформу, различают открытые (допуск осуществляется с публичными критериями, раскрываемыми платформой, имеющими недискриминационный характер) и закрытые (допуск осуществляется в соответствии с непубличными закрытыми критериями) платформы.

Экосистема может включать в себя несколько платформ. При этом часть товаров и услуг предлагаются в рамках закрытых (как правило, это сервисы самого организатора платформы или экосистемы), а часть в рамках открытых моделей (сервисы партнеров и других участников).

Некоторые продукты и услуги, предлагаемые экосистемой, могут быть убыточными для их производителя или поставщика, но их наличие необходимо для максимально полного удовлетворения потребностей пользователей в рамках экосистемы. Убытки поставщиков перекрываются за счет прибыли, получаемой ими от реализации на платформе других их продуктов и услуг, или могут субсидироваться компанией – создателем экосистемы.

Доходные примеры. Мировыми лидерами в создании экосистем выступают США и Китай. Созданные у них глобальные экосистемы Google, Apple, Facebook, Amazon, Alibaba, Tencent, функционируют по гибридной модели и покрывают основные сферы жизнедеятельности и интересов потребителей (финансы, информационные технологии, электронную коммерцию и образ жизни).

В России экосистемы строятся вокруг банков и технологических компаний (Яндекс, Mail.ru Group, МТС).

«Подводные камни». Наличие нескольких конкурирующих между собой экосистем в целом положительно сказывается на развитии экономики. Однако деятельность любой экосистемы направлена на то, что удовлетворение всех запросов потребителя происходило в ее рамках и он не искал альтернатив в других местах.

Стремительное развитие экосистем ведет к тому, что по оценкам экспертов McKinsey к 2025 году на них может прийтись около 30% перераспределения глобального ВВП (60 трлн долл. США). При этом сфера их деятельности охватывает все новые рынки, зачастую монополизируя их за счет эффекта масштаба.

Основная угроза экосистем для государств состоит в проектах использования создаваемых ими собственных расчетных единиц, выступающих в роли денежных суррогатов. Это вызывает риски для развития национальных платежных систем.

Экосистемы также концентрируют внутри себя значительные финансовые ресурсы, что регулятором необходимо учитывать при проведении денежно-кредитной политики.

Максим Марков, доцент кафедры «Финансовые рынки» РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх