На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 124 подписчика

Свежие комментарии

  • Martina Bratislava
    да ,у нас идёт страшная битва народа с молодой генерацией, которой запад уже успел вытереть мозги...🤦   Эту битву мо...ВС РФ уничтожили ...
  • александр холявка
    как-бы рад я был увидеть этого комиссара на скамье подсудимогоУдивительно, но е...
  • Валерий Денисов
    Воспоминания Троцкого подтверждают наличие заговора против Сталина.О "Заговоре Тухач...

Незадавшийся коридор. Запад пытается организовать сухопутный транспортный путь на польско-украинской границе

Варшава приветствует план президента США Джо Байдена по созданию на польско-украинской границе элеваторов для хранения зерна из «незалежной» – с последующим его вывозом. Этот план ознаменовал бесславное окончание другого проекта, куда более амбициозного: Польша и Литва намеревались совместно организовать вывоз украинского зерна железной дорогой в порт Клайпеда.

А всё потому, что в этой схеме не хватило самого важного звена – Белоруссии. В условиях, когда никак не удаётся наладить вывоз украинского зерна морским путем, западное сообщество лихорадочно пытается построить сухопутный транспортный коридор. Однако этому мешают гордыня и амбиции некоторых из заинтересованных лиц.

24 мая в Литву прибыл железнодорожный состав с украинским зерном, двигавшийся через польскую территорию – далее он проследовал в Клайпеду, откуда зерно «рассосалось» по другим странам. Думать об организации этого рейса начали ещё в апреле. С самого начала скептики указывали на «узкие места» в виде разной ширины железнодорожной колеи и невысокой пропускной способности при трансграничной перевалке. Как известно, в отличие от Украины и Прибалтики, унаследовавших российскую колею, в Польше железнодорожная колея «европейская» – а это означает необходимость двойной перегрузки зерна из вагона в вагон по пути в Литву.

В связи с этим литовский министр транспорта и коммуникаций Марюс Скуодис заявил, что количество зерна, которое можно вывезти с Украины через страны Балтии и Польшу, сильно ограничено из-за логистических трудностей. «Тут мы сталкиваемся с огромными техническими барьерами – из-за разницы в колеях и тому подобного. Поэтому количество, которое можно экспортировать, очень ограничено», – признал Скуодис. По свидетельству литовского министра, через Польшу могут ходить только два-три поезда в сутки, а на границе нужно менять подвижной состав. Глава Минтранса отметил, что есть ещё один, куда более выгодный путь вывоза зерна с Украины – через Белоруссию в страны Балтии. Однако, дескать, этот способ не подходит, поскольку Минск является стратегическим союзником Москвы и придерживается отличной от литовской позиции в украинском конфликте. «Для этого потребуется какой-то гуманитарный коридор через Беларусь… Переговоры идут, но это, прежде всего, обязанность международных структур – достичь определённых договоренностей», – отметил Марюс Скуодис.

Сотрудники литовского порта в Клайпеде также заявили, что маршрут по железной дороге через Польшу не позволяет задействовать все мощности данной гавани. Портовики полагают, что эффективная логистика возможна в данном случае только через белорусскую территорию.

В таком случае порт смог бы отгружать около 10 млн тонн зерновых, а при перевозках через Польшу – только около 1 млн. В Литве начало расти число сторонников того, чтобы как-то договориться с Белоруссией, которую все последние годы яростно оскорбляли из Вильнюса и отгораживались от неё санкционными барьерами. Но лишившись белорусского и российского транзита, литовская «железка» впала в бедственное состояние и вынуждена проводить крупномасштабные сокращения персонала. Налаживание регулярных перевозок украинского зерна через белорусскую территорию способно было бы поддержать «падающие штаны» литовских железнодорожников.

На проблему обратили внимание за океаном. И вот издание The Wall Street Journal уже пишет о том, что, если Белоруссия согласится пропустить зерно с Украины через свою территорию, США смогут частично снять с неё санкции – и позволить ей экспортировать калийные удобрения (оказавшиеся в прошлом году под санкциями западного сообщества). Предложение, выгодное для западного сообщества вдвойне, ведь в случае согласия Минска Запад получил бы не только хороший канал для вывоза украинского зерна, но и доступ к большому количеству удобрений, с которыми сейчас в западных странах тоже плохо. По информации издания, в случае согласия Минска отмена ограничений на экспорт калийных удобрений могла бы продлиться шесть месяцев.

Первая реакция белорусских властей на переданное им предложение оказалась настороженной. Политики обдумывали ответ, а белорусская пресса высказывала своё недовольство тем, что Вашингтон не обещает Минску больших поблажек.

В частности, автор текста, опубликованного на сайте гостелеканала «Общенациональное телевидение», негодовал: «Очередной пример цинизма американцев: сначала, введя санкции в отношении белорусских удобрений, поставили под угрозу голода миллионы людей, а сейчас хотят решить проблему с продовольствием во всём мире, временно сняв ограничения на продажу нашего калия. Взамен этого хотят, чтобы Беларусь разрешила транзит через свою территорию украинского зерна». На телеканале обратили внимание на то, что снять ограничения на экспорт белорусского калия американцы обещают лишь временно – ровно на тот срок, какой потребуется, чтобы полностью вывезти украинское зерно. С другой стороны, возможность вновь подзаработать на транзите и продаже своих удобрений западному сообществу выглядела для Минска весьма соблазнительной.

Постоянный представитель Белоруссии при ООН Валентин Рыбаков довольно уклончиво сказал, что его страна «всегда внимательно и ответственно подходила к вопросу продовольственной безопасности – как на национальном уровне, так и в международном контексте». Комментируя предложения Запада, Рыбаков отметил, что «со своей стороны Белоруссия готова работать со всеми заинтересованными сторонами и рассмотреть любые конструктивные предложения – без каких-либо политических предубеждений». Тут надо отметить, что даже сейчас, когда, казалось бы, горшки с Западом побиты окончательно и бесповоротно, в рядах белорусской политической элиты осталось достаточно тихих сторонников пресловутой «многовекторности». И они восприняли публикацию в The Wall Street Journal с огромным интересом.

Позже президент Белоруссии Александр Лукашенко дал понять, что его страна готова предоставить свою территорию под зерновой транзит – если это поможет избежать голода в третьем и даже в так называемом первом мире.

«Самое лучшее направление для транзита – Белоруссия. Пожалуйста – мы не хотим, чтобы в Африке голодали. Да и не в Африке – в Европе и Америке тоже зерна не хватает. Мы не против, везите через Белоруссию, но должны быть компромиссы: мы – вам, вы – нам. Открывайте порты – и будем грузить. Тем более что порты стоят, людей выкинули на улицу. Безумцы... С голодом столкнулись давно... Миллиард голодает, а завтра миллиард будет на грани смерти. Только по причине той политики, которую сегодня проводят Запад и богатые страны, прежде всего Америка. Вот в чём проблема. Надо её решать», – подчеркнул Лукашенко.

В конце концов, свое слово высказало и руководство России. Там ясно дали понять, что Москва не будет возражать относительно вывоза зерна белорусским маршрутом. Идею обеими руками поддержал и президент литовской ассоциации бизнеса Сигитас Бесакирскас. «Откроем белорусам порты Балтийского моря и Литвы – и таким образом дадим возможность украинцам вывезти зерно. Я думаю, это сделать надо обязательно», – заявил Бесакирскас. По его мнению, через Белоруссию можно было бы вывезти примерно 20 миллионов тонн зерна, залежавшегося на украинских складах. «Кроме того, ни у Украины, ни у Литвы нет достаточно вагонов для вывоза этого зерна, а у Белоруссии есть. Есть много нюансов, без Белоруссии мы сегодня не обойдёмся», – отметил Бесакирскас.

Казалось бы, всё налаживается, но тут внезапно возмутился президент Литвы Гитанас Науседа. Он заявил, что предложение о перевозках украинского зерна через Белоруссию несовместимо с санкционной политикой Евросоюза в отношении Минска.

«Мы приняли очень ясные санкции в отношении белорусского режима и должны их соблюдать. Не вижу ни единой причины, по которой белорусский режим должен оцениваться более позитивно. Даже наоборот – после оценки их поведения в последнее время, я думаю, что мы должны сохранить принципиальную позицию. Не может быть никаких разговоров о смягчении санкций в отношении Беларуси. Это государство, которое заодно с Россией», – сказал Науседа.

Политолог Александр Носович данное заявление Науседы счёл прекрасным доказательством того, что в России хорошо изучили поведенческие реакции прибалтийских политиков – и теперь дергают их за ниточки не хуже американских кукловодов. «Британцы через свою белорусскую агентуру начинают толкать тему транзита украинского зерна на мировой рынок через железную дорогу Белоруссии и порты Прибалтики. Цель – вбить клин на украинском и прибалтийском направлениях, намекнув Лукашенко на возможность перезагрузки отношений с Западом в обмен на размежевание с РФ. В Латвии и Литве выражают одобрение прозвучавшей инициативе и готовность предоставить для украинского зерна портовые мощности Клайпеды, Вентспилса, Риги. Минск тоже не против. Президент России Владимир Путин обещает оказать содействие вывозу украинского зерна для нуждающихся и сам предлагает использовать для транзита Белоруссию и Прибалтику. Президент Литвы категорически заявляет, что через Клайпеду транзитом из Белоруссии украинское зерно вывозиться не будет. Потому что это нарушение политики санкций и игра по правилам двух диктаторов. Одно дело – обеспечить мир продовольствием, чтобы рассорить Белоруссию и Россию. Совсем другое дело – обеспечить мир продовольствием по указанию Путина», – саркастически отмечает политолог.

Таким образом, Вильнюс – против своих же экономических интересов! – отверг «белорусский вариант». Вместо этого Сейм Литвы принял резолюцию о необходимости привлечения военных флотов стран НАТО для обеспечения транзитного коридора в Чёрном море.

Сейм призвал ООН, парламенты и правительства западных государств «немедленно восстановить» поставки зерна и других продуктов питания из Украины. «Необходимо в рамках плана по вывозу зерна через украинские порты обеспечить Киев вооружением по охране береговой зоны, предоставить ему гарантии по защите от вторжения с моря и обеспечить свободу мореплавания в Чёрном море с использованием кораблей военного флота стран, которые намерены в этом участвовать», – говорится в документе литовского парламента. Одним словом, как это уже неоднократно было в новейшей истории Литвы, возможности заработка были принесены в жертву возможности лишний раз покрасоваться на трибуне с трескучей политической риторикой. Тем более что вывозить зерно белорусским маршрутом отказался и президент Украины Владимир Зеленский – по его словам, Киев «пока не готов идти за этим форматом».

Однако поляки от возможности вывоза украинского зерна сухим путем отказываться не желают. Они заручились поддержкой Германии, выразившей готовность оказать помощь своим железнодорожным транспортом. Уполномоченный правительства ФРГ по железнодорожным перевозкам Михаэль Тойрер в интервью газете Handelsblatt заявил: «Мы делаем всё возможное для того, чтобы зерно можно было перевозить из Украины по железной дороге – для предотвращения глобального голода». По словам Тойрера, власти Германии рассматривают возможность создания специального фонда для закупки новых контейнеров для зерна и сооружения перегрузочных терминалов на украинской границе. Тойрер считает, что из 23 млн тонн зерна, хранящихся на территории Украины, таким образом удастся вывезти 10 млн.

12 июня замглавы МИД Украины Дмитрий Сеник сообщил, что Киев разработал два маршрута для экспорта зерна, проходящие через Польшу и Румынию. «Эти маршруты не идеальны, потому что создают определённые заторы – но мы делаем всё возможное, чтобы развивать их», – сказал Сенник в беседе с Reuters. По его словам, Украина всё ещё не отказалась и от создания третьего коридора, ведущего через страны Балтии – даже, невзирая на его очевидное неудобство.

А 14 июня внёс свой вклад в эту «копилку прожектов» и президент США Джо Байден. Он пообещал, что США помогут в строительстве временных зернохранилищ на границе Украины и Польши. В дальнейшем запасы из этих хранилищ будут перегружаться в поезда, и развозиться по «европейской колее» в сторону океанских портов.

Инициативу с восторгом встретили в Варшаве. Польский министр сельского хозяйства Генрик Ковальчик воскликнул в телеэфире: «Это очень хорошая новость!» По словам Ковальчика, Байден со своим предложением подоспел как раз вовремя – так как из Украины нужно ежемесячно вывозить около 5 млн тонн зерна, а Польша в настоящее время может справиться с объёмами не более 1,5 млн тонн. «Если мы не будем поставлять зерно в Северную Африку и страны Ближнего Востока, то наступит голод, и Западная Европа будет наводнена мигрантами», – предупредил Ковальчик, добавив, что президент России Владимир Путин якобы «играет с голодом». О том, что и Киев, и Литва дружно отвергли возможность наладить выгодный и удобный во всех отношениях транзит украинского зерна через Белоруссию, польский министр умолчал.

В заключение – немного цифр. Согласно отчёту, опубликованному на днях Польским экономическим институтом (PIE), один из основных маршрутов сухопутного экспорта украинских продуктов питания проходит, невзирая на все сложности, как раз через Польшу. «В мае по сравнению с мартом экспорт украинского зерна в целом увеличился более чем в пять раз. Но тем не менее он остаётся значительно ниже довоенных показателей», – подчёркивает PIE. До начала российской военной спецоперации на Украине более 90% зерновых и масличных культур из этого государства экспортировалось морем. Но в марте 76% украинской сельскохозяйственной продукции вывозилось по железной дороге – и около 50% такого экспорта проходило через польско-украинский пограничный переход в Грубешове.

В институте предупреждают, что возможности транспортной инфраструктуры ЕС ограничены. Поэтому проблемы, связанные с экспортом сельскохозяйственной продукции из Украины, вскоре могут ещё усилиться – в августе, после начала сбора урожая.

Если американцы успеют построить зернохранилища на западной границе Украины, это частично снимет остроту проблемы. Но сама проблема окончательно не исчезнет.

Виталий Лекомцев.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх