На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 126 подписчиков

Свежие комментарии

  • Гарий Щерба
    НАЦИСТСКИЕ  УБЛЮДКИ  уже и баб  НЕ ЖАЛЕЮТ , ЛИШЬ  бы свою ФАШИСТСКУЮ ШКУРУ СПАСТИ  да  ЧАД СВОИХ  с  НАВОРОВАНЫМ ...!!!На Украине хотят ...
  • ФинамИнфо
    Ошибка по-Фрейду?На Украине хотят ...
  • Ирина Александровна
    Надо восстановить уничтоженные данные и хранить в российских архивах! Хакеры, где вы?Пентагон уничтожа...

На руинах Югославии. Чужие наследники Тито

В 1981 году, всего через год после кончины Иосипа Броз Тито, в Нью-Йорке вышла книга ещё не слишком известного хорватского диссидента. Это была работа опального экс-директора загребского Института истории рабочего движения Франьо Туджмана «Национализм в современной Европе», в которой вроде бы не было ничего существенно нового. Однако в ней был сделан крайне важный для нацелившегося на развал Югославии Запада вывод:

«Положение республики Хорватия в Югославии сопоставимо с положением Индии в период английского колониального господства».

Они предавали вовремя

Католическая, хотя на тот момент всё ещё социалистическая Хорватия и мусульмане Боснии и Герцеговины пошли на прямой раскол единой Югославии уже в первой половине 1990-х годов. И сперва Загреб и Сараево, почувствовав гарантии собственной безнаказанности, договорились о взаимных границах.

Но уже в июне-августе 1995 года они общими усилиями де-факто ликвидировали сербскую республику Краину. Сербская Краина, созданная в ответ на стремление Хорватии выйти из СФРЮ, находилась на юго-западе Хорватии. Она имела столицей 12-тысячный Книн и граничила с Боснией и Герцеговиной, а существовала меньше четырёх лет.

Расправа с сербами, пожелавшими остаться в Хорватии, была беспредельно жестокой. В результате оккупации Краины, которую прямо поддерживало НАТО, из Хорватии бежали до 250 тысяч сербов, а минимальное число жертв резни сербов оценивается сейчас в четыре тысячи человек. По данным организации «Веритас», которая объединяет краинских сербов в изгнании, число погибших и пропавших без вести мирных жителей Краины только за август 1995 года составило как минимум 1042 человека.

Беспрецедентный хорватский напор нетрудно объяснить. Ещё 15 ноября 1994 года США и Хорватия заключили бессрочный договор о военном сотрудничестве. По данным тогдашнего министра иностранных дел Хорватии Мате Гранича, США в рамках договора консультировали хорватскую армию по вопросу проведения наступления на Краину. При этом до 60 военных советников из американской частной военной компании MPRI участвовали в подготовке хорватских специальных подразделений и гвардейских бригад.

Победу над Сербской Краиной сразу приветствовала Германия. Представитель немецкого посольства в Загребе К. Эндер вскоре после ликвидации Краины заявил по загребскому радио:

«Германия разделяет радость военного успеха с вами и выражает вам похвалу за эту войну. Даже аналитики, которые знают больше меня, не могли предвидеть такую быструю и величественную акцию».

Несколько лет спустя руководители Хорватии готовы были пойти и дальше. В начале 2000-х годов резко участились провокации на хорватско-словенской границе, а в Словении с тех пор стали намного чаще появляться заброшенные из Хорватии прокламации «Словения — это Хорватия!» Претензии хорватских националистов распространяются не только на словенские Копер (бывшая Капдистрия), Пиран и Порторож, но и… на итальянский Триест (Тристия).

Характерно, что при этом некоторые «эксперты» в Хорватии и сегодня продолжают периодически выступать за то, чтобы лишить Боснию и Герцеговину даже микроскопического выхода к Адриатике у городка Неум. В основание таких требований говорится, что этот выход «географически разрывает территориальное единство Хорватии».

В связи с этим надо напомнить, что в 1946 году в единой Югославии хорватские власти пролоббировали строительство порта Плоче на крайнем юго-востоке Хорватии, вблизи её приморской границы с Боснией. Это было необходимо, чтобы укрепить присутствие Хорватии в Южной Адриатике. Порт был построен к 1952 году, но власти Боснии и Герцеговины настаивали на его передаче этой республике, ввиду её миниатюрного выхода к Адриатике у курортного местечка Неум.

Однако Загреб упорствовал, а в Белграде не рисковали обострять отношения с хорватами. В середине 60-х годов была построена железная дорога из Сараево к Плоче, что облегчило внешнеторговые связи Боснии и Герцеговины, хотя и под транзитным контролем Хорватии. Босния и Герцеговина и поныне пользуется беспошлинным транзитом через Плоче, но в республике периодически проводятся «общественные» кампании за непризнание границ с Хорватией вблизи Ядрана.

Герои и подвиги

Можно сказать, идеологическим основоположником, а вскоре и военно-политическим лидером хорватского сепаратизма был именно Франьо Туджман. Верноподданный коммунист на протяжении почти четверти века с поистине детективной биографией. Уже в апреле 1944 года 22-летний Туджман стал командиром коммунистической партизанской бригады в составе Освободительной армии И. Б. Тито. В 1953 г. герой борьбы за свободу стал полковником, а в 1959 г. — генерал-майором. Он служил в Генеральном штабе ЮНА.

В 1961 году в карьере боевого офицера Туджмана случился крутой вираж: он стал директором загребского Института истории рабочего движения. Более того: ему разрешали читать лекции в США, Канаде, Италии, Австрии. По всей видимости, у генерала случилось нередкое в таких случаях головокружение от успехов. Туджман защитил в Загребе докторскую диссертацию о кризисе монархической Югославии, но очень скоро был пойман на откровенном плагиате.

Его исключили из компартии, уволили из института и понизили в звании. Вскоре несостоявшийся учёный основал подпольную националистическую группу в Загребе, которая оперативно установила связи с экстремистами-мусульманами в Боснии. Во главе их тогда уже стоял небезызвестный Алия Изетбегович.

Алия Изетбегович — и боснийский президент и друг бин Ладена

Карьера этого мусульманского подпольщика развивалась параллельно с хорватским диссидентом. Он тоже был знатным публицистом и ещё в 1970 г. нелегально опубликовал в Боснии и Герцеговине, а также и в сербском Косово свою ставшую уже знаменитой, а для многих террористов – настольной, «Исламскую декларацию».

В ней Изетбегович весьма убеждённо, даже фанатично утверждал, что:

«не может быть ни мира, ни сосуществования между исламским вероисповеданием и неисламскими политическими институтами власти. Наш путь начинается не с захвата власти, а с завоевания людей».

За это произведение он и получил в 1975 году свои 14 лет тюрьмы. В 1989 году, выйдя на свободу, Алия Изетбегович возглавил антисербскую кампанию боснийских шовинистов, ставших союзниками хорватских единомышленников и экстремистов-косоваров. Уже позже, невзирая на занимаемые Изетбеговичем высокие посты (он стал президентом Боснии и Герцеговины ещё в 1990 году), его называли человеком, утопившим Боснию в крови.

Тем временем и Франьо Туджману, как и многим диссидентам, можно сказать, «повезло» оказаться в тюремном заключении. Он стал одним из «мучеников совести» по обвинениям в поддержке национализма и садился даже дважды — в 1972 и 1981 гг. Причем в 1972 году Туджмана сперва осудили на два года, но освободили уже через девять месяцев.

Вскоре новоявленный хорватский диссидент включился в кампанию западных и эмигрантских СМИ о нежизнеспособности единой Югославии. Его второй тюремный срок (уже три года) вообще случился очень вовремя – один за другим уходили коммунистические лидеры, всё шло к разрядке, и уже в сентябре 1984 г. снова был досрочно освобожден, отсидев только 17 месяцев.

В это же время Алия Изетбегович активно искал и находил союзников, среди которых был и небезызвестный лидер «Аль-Каиды» (запрещена в РФ) Усама бин Ладен. Вот данные издающихся в Сараево "Независимых новостей" от 2 мая 2011 г.:

«Бин Ладен заявлял, что пришлёт в Боснию и Герцеговину мусульманских добровольцев. В 1993 году посольство Боснии и Герцеговины в Вене выдало бин Ладену паспорт».

О роли Усамы бин Ладена в югославских событиях писал и германский журнал "Zeitenschrift". Так, в публикации "Бин Ладен в Сараево" от 11 сентября 2004 г. сказано, что главный обвиняемый в терактах в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года бывал в Боснии и Герцеговине и был союзником НАТО на Балканах во время войны в этом регионе в начале 1990-х годов. И эта информация не опровергнута до сих пор…

Кавалер зарубежного ордена

Вернёмся, однако, к персоне Ф. Туджмана. В июне 1987 г. югославские власти разрешили ему с семьей выехать в Канаду. Там и в США он читал лекции о хорватской устремлённости к независимости, незавидной перспективе СФРЮ, о "преувеличенности" обвинений хорватов-усташей в их репрессиях против сербов в годы Второй мировой войны.

Не без помощи от Запада и Ватикана Туджман сотоварищи учредил в 1990-м "Христианско-демократический союз Хорватии". Он неоднократно заявлял, что Хорватия времён Второй мировой войны была не только нацистским образованием, "сколько выражала тысячелетние стремления хорватского народа к независимости".

Судя по всему, новая прививка национализма для хорватов оказалась очень сильной. Франьо Туджман избирался президентом Хорватии в 1990, 1994 и 1997 гг., причём всегда с большим перевесом голосов Он стал маршалом Хорватии сразу после кровавого уничтожения республики Сербская Краина в 1995-м.

Маршал Туджман считал именно себя истинным наследником маршала Тито

Тем не менее, попытка внести в уголовное законодательство Хорватии поправки, предусматривающие уголовную ответственность за «восхваление фашистских, националистических и других тоталитарных идеологий или продвижение расизма и ксенофобии» всё же была предпринята в 2003 г. Хотя поправка была принята парламентом Хорватии (Хорватский Сабор), Конституционный суд РХ своим постановлением от 27 ноября 2003 г. отклонил её.

Совет по изучению последствий правления недемократических режимов при правительстве РХ в своем заключении (февраль 2018 г.) приравнял усташеский режим в Хорватии к социалистическому строю бывшей Югославии. А с февраля 1992 г. в стране без ограничений действует пронацистское «Хорватское освободительное движение», основанное в Аргентине в 1956 г. бывшим коллаборационистом-диктатором «НГХ» А. Павеличем. Сбежавшим из Югославии в 1945-м не без помощи Ватикана.

По данным доклада МИД РФ «О ситуации с героизацией нацизма и распространении неонацизма» от 6 мая 2019 г., в Хорватии имеют место регулярные акты вандализма по отношению к мемориалам югославским партизанам и памятникам в местах их захоронений. Только за 1991-2000 гг. в стране было разрушено 2964 таких объектов. Было отмечено и то, что в масс-медиа страны героизируются усташи и их союзники, причем в этих кампаниях участвуют представители католической церкви.

Тем не менее, вскоре после расправы с Сербской Краиной Франьо Туджман был удостоен… российской медали имени маршала Жукова. Эта награда была торжественно вручена хорватскому политику 5 ноября 1996 года в посольстве России в Загребе. С формулировкой "За активный вклад в Победу над фашизмом и по поводу столетия со дня рождения маршала Жукова”.

Алексей Подымов, Алексей Чичкин. "Военное обозрение".

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх