На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 195 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Акулов
    Коломойский  финансировал  приход  Зели  к  власти...Зло  само  себя  наказывает.Экс-олигарх Колом...
  • Василий Баранов
    Почему ещё не арестовали? Чего ждут? Когда переворот устроют? Вот из-за нерешительности руководства страны и падают в...Ведьма сошла с ум...
  • Сергей Карабухин
    !!! Фашистка Зурабишвили – преступница, судить и расстрелять – за преступления – совершённые перед своим народом и пе...Ведьма сошла с ум...

Гибель немецкого транспорта с советскими военнопленными

Утром 27 ноября 1944 года разведывательный самолет с британского авианосца «Имплакейбл» обнаружил между островами Хьетта и Русейя в северной Норвегии немецкий морской конвой. Под охраной нескольких сторожевых катеров крупный транспортный корабль «Ригель» двигался вдоль побережья на юг в сторону Тронхейма.

С палубы авианосца в небо поднялись сопровождаемые истребителями торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики «Фэйри Барракуда».
До начала Второй мировой войны «Ригель» служил в Норвегии в качестве грузового судна. После оккупации страны немцами в 1940 году, его реквизировали для нужд германской армии и стали использовать для перевозки войск и военных материалов.
В этот рейс «Ригель» отправился, однако, с совершенно другим грузом. На его борту находилось 400 охранников, 95 немецких дезертиров и 2248 советских военнопленных.
Советских людей держали в грузовых трюмах как скот в загоне: в ужасной тесноте, без вентиляции и доступа к элементарным санитарно-гигиеническим удобствам.
У слабого конвоя против британской авиации не было никаких шансов. Транспортное судно под фашистским флагом было торпедировано и подверглось бомбардировке английских самолетов у острова Хьетта. Несколько бомб попали по цели, вспыхнул пожар. Капитан направил его к берегу острова Русёйа, но вскоре оно затонуло. «Ригель» получил несколько точных попаданий и стал стремительно тонуть. Бомбы уничтожили трапы в грузовых трюмах, обрекая тем самым сотни советских граждан на верную смерть.
Те, кто каким-либо способом смог выбраться на палубу, устроили схватку за немногочисленные спасательные средства корабля. «Это была борьба не на жизнь, а на смерть. Я был молодым и сильным и боролся за жизнь», — вспоминал Асбьерн Шульц. Арестованный за драку с немецким солдатом, он был одним из восьми норвежских пленников «Ригеля» и единственным из них, кто выжил.
Наши пленные в Нарвике.
Люди заживо сгорали в огне или тонули в холодной воде. «Море и воздух были ледяными. Британцы продолжали стрелять как по тем, кто находился в воде, так и по тем, кто был на спасательных плотах», — говорил Шульц. Сам норвежец смог на таком плоту добраться до находившегося в нескольких сотнях метров пустынного острова Русёйя. Его компаньонами в этом недолгом путешествии были немецкий солдат и советский военнопленный. По прибытии на место каждый из них пошел своей дорогой. Из 2838 человек, находившихся на борту, выжили лишь 267. Практически все погибшие были советские военнопленные.
Тела погибших подняли со дна лишь летом 1969 года, их останки захоронены на воинском кладбище норвежского острова.
Знали ли англичане о грузе «Ригеля» и вообще что знала разведка? Этот вопрос был тщательно рассмотрено Трондом Карлсеном в его книге о катастрофе «Ригеля».(Тронд Карлсен "Ригель", 2003 г.) Его вывод однозначен: англичане не знали, что на борту были советские пленные. Они твёрдо считали, что это было судно с немецкими войсками и техникой. Возможности британской разведки в Северной Норвегии были ограничены, главным источником была резидентура Крукса , связанная с британской SIS. 26 ноября станция Крукса в Ренге сообщила о конвое «Ригеля» англичанам, но никаких сведений о грузе не передавала.
Пленные в ходе стоянки в портах, на палубу не выходили. Англичане считали, что «это судно могло перевозить от 1000 до 2000 солдат отступающих из Финляндии. Очень приятно осознавать, что очень немногие из них достигнут Западного фронта». Это было записано в дневнике 1771 эскадрильи , 27 ноября и позднее встречается в других источниках.
Они реально думали, что разгромили подкрепление для Западного фронта и были очень довольны этим.
Извинений и финансовой компенсации родственникам уничтоженных английской авиацией Советских граждан, как вы понимаете, от Великобритании не поступило.
Виталий Иванов.
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх