На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Картина дня. Финансы

46 126 подписчиков

Свежие комментарии

  • Halszka Brzozowska
    Bardzo dobrze,, Dawno poraКомитет Госдумы п...
  • Нина Прыгун
    еще раз подтверждается что чЕХИ -двухвосткиГлава МИД Чехии: ...
  • Brigitte Queck
    НУ И ЧТО  ? ПУСТЬ УКРАИНЦЫ СЛУДСЯ ! ЭТО ДЛЯ НИХ ЕДИНСТВЕННЫЙ ЖАНС_ ОСТАТЬСЯ В ЖИВЫХПолковник Макгрег...

«Добролёт» пошел в отказ

Созданный в рамках группы «Аэрофлот» российский лоукостер не будет развиваться согласно утвержденному бизнес-плану.

Выступая перед журналистами в преддверии авиасалона в Фарнборо, генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев посетовал на несовершенство российского законодательства, которое не дает возможности выстроить «правильный» бизнес бюджетных перевозок. Вследствие этого «Добролёт» не будет увеличивать парк и расширять географию полетов.

Заявление это не стало неожиданностью. У меня давно создалось впечатление, что руководство АФЛ с самого старта инициированной государством программы бюджетного перевозчика использовало ее в качестве «рычага» для получения дополнительных льгот и преференций. Именно «под «Добролёт» Савельеву удалось пробить внесение поправок в ст.56 Воздушного кодекса РФ, запрещающего российским перевозчикам нанимать пилотов-нерезидентов. Соответствующий закон был принят – но иностранные пилоты толпой наниматься в «Аэрофлот» не побежали. Что, собственно, было изначально очевидно всем, знакомым с кадровой ситуацией в отрасли.

Также под знаменем снижения себестоимости авиаперевозок был принят закон о невозвратных авиабилетах. Снижения цен пока не наблюдается. 20 июня Госдума, к радости Савельева, приняла в первом чтении законопроект, разрешающий платный провоз багажа сверх установленного перевозчиком предела. Последнее, что, по мнению главы АФЛ, мешает развитию лоукоста в России – это отсутствие разрешения на «полет впроголодь», то есть кормежку пассажиров за дополнительную плату.

Однако «Добролёт» этими льготами уже фактически пользуется. На его самолетах не кормят, а норматив бесплатного багажа снижен до 10 кг. Более того, для компании сделано исключение из распоряжения «Росавиации» о том, что к регулярным рейсам допускаются только перевозчики, имеющие в парке восемь воздушных судов эквивалентной вместимости. «Добролёт» сейчас имеет два Boeing 737 и один SSJ-100. Последний был передан из АФЛ, дабы обойти другое, еще более жесткое ограничение «Росавиации» - без трех самолетов компания не может выполнять даже чартерные рейсы. Тем не менее, цена на билеты лоукостера в Крым доходит до семи тысяч рублей – притом, что «Аэрофлот» выполняет перевозку по этому маршруту за 7,5 тыс. руб.

Надо сказать, что Савельев сейчас всеми силами старается внедрить в сознание слушателей мысль, что «лоукост = платное питание + платный багаж». Между тем, специалистам известно, что одно из главных условий существования бюджетных перевозчиков – высокая интенсивность эксплуатации самолетов. Пока борт на земле, он генерирует лишь убытки. Это требует высокой организации полетов и квалифицированного наземного персонала. Между тем, пока «Добролёт» не демонстрирует быстрой оборачиваемости своих самолетов. По планам время пребывания бортов в Симферополе должно было составлять 45 мин. На практике расписание составлено так, что между посадкой и взлетом проходит не меньше пары часов.

Дальнейшие действия Савельева в отношении лоукостера предугадать нетрудно. После того, как будет получено разрешение на взимание платы за багаж и питание, следует ждать «атаки» на аэропорты. Собственно, на это Савельев уже намекает, говоря, что обслуживание в Шереметьево слишком дорого. Попытки «пристроить» лоукостера в Домодедово и Внуково успехом не увенчались. Теперь Савельев ждет создания бюджетного аэропорта в подмосковном Раменском (аэродром ЛИИ). У этого проекта много проблем, но ставка сделана именно на него. Глава группы «Аэрофлот» утверждает, что при наличии дешевой базы «Добролёт» сможет конкурировать с Ryanair, Wizz Air, EasyJet и Air Berlin. Однако портом базирования дело не ограничивается – лоукостеру нужно соответствующее обслуживание и в конечных точках маршрута. Между тем, «Добролёт» уже отложил выход на линию Москва – Санкт-Петербург, не сумев договориться с аэропортом «Пулково». Теперь следует ожидать административного нажима на руководство портов, в которые собирается летать российский лоукостер. Отказать Савельеву в высоких кабинетах вряд ли смогут – создание «Добролёта» имеет негласный ранг государственной программы, и руководству страны нужен успех любой ценой.

Справиться с аэропортами будет непросто, однако предположим, что это удалось. Тогда следующим ходом Савельева будет попытка отменить НДС для «Добролёта». Опыт уже есть, правда, не в отношении конкретной авиакомпании, а в отношении направления – налог не взимается с полетов в Крым. Во многом именно из-за НДС внутренние авиаперевозки в России уже давно являются убыточными (на международных воздушных линиях налог не взимается).

Наконец, беспроигрышным ходом для Савельева будет «наезд» на продавцов авиационного керосина. В себестоимости российских перевозок затраты на топливо составляют порядка трети, а за границей – примерно четверть. Авиакомпании регулярно жалуются на высокую цену ГСМ, но справиться с нефтяным лобби не в силах даже Федеральная антимонопольная служба. Вот на этом месте Савельев может с чистой совестью сказать: «Видите, я старался создать лоукостер, старался изо всех сил, но что делать, если в нашей стране бизнес-среда этого не позволяет».

Правда, при этом возникает вопрос: а что, глава группы «Аэрофлот» не знал об особенностях национальной бизнес-среды до того, как начал создавать «Добролёт»? Или он действительно хотел использовать лоукостер как средство давления на руководство страны в целях получения преференций?

Иллюстрация - сайт компании «Добролёт»

Картина дня

наверх